Берлин, 22 июня…
Воскресным утром 22 июня 1941 года более трёх миллионов солдат вермахта перешли западную границу Советского Союза. Вступил в силу задуманный Гитлером план «Барбаросса». Однако в тот день футбол интересовал немцев куда больше, чем сообщения о военных действиях: вечером на берлинском Олимпийском стадионе игрался финальный матч за звание чемпиона Германии.
Чемпионат Германии 1940–1941 годов был уже вторым, проводимым в условиях войны. Но события на фронтах практически не влияли на ход чемпионата. Разве что по мере присоединения завоёванных территорий увеличивалось число футбольных команд и «классов» (лиг).
В берлинском финале встречались «Шальке 04» из Гельзенкирхена и венский «Рапид». Действующий чемпион Германии «Шальке 04» считался явным фаворитом. Годы нацистского господства были для футболистов из Гельзенкирхена самыми успешными в истории клуба. С 1933 года вплоть до 1942-го команда постоянно участвовала в финальных играх чемпионата или Кубка Германии, выиграв шесть финалов из восьми.
Партия играет в нападении
Для нацистской пропаганды футбол был удобным видом спорта. Он собирал на стадионах огромное число людей, лучшие игроки быстро становились известными всей стране, их легко было использовать в качестве образцов «истинных арийцев». Особой популярностью пользовались нападающие «Шальке 04» Эрнст Куцорра и его шурин Фриц Шепан, капитан сборной страны на чемпионатах мира 1934 и 1938 годов.
Эрнст и Фриц, а также центральный защитник «Шальке» Ганс Борнеман в 1937 году вступили в нацистскую партию. Шепан был особенно активен, не раз публично выступал с призывами сплотиться вокруг фюрера. За верность режиму после победы в чемпионате 1938–1939 годов Шепан был назначен членом Высшего совета имперского управления футбола и получил различные нацистские награды и памятные знаки.
Эрнсту Куцорре газеты Третьего рейха приписывали разные философские высказывания, например, о преимуществах рабочего человека перед интеллигенцией, когда речь заходит о покорении вершин, или о выигрыше звания чемпиона страны, но прямыми политическими заявлениями он свою репутацию не испортил. Правда, стиль высказываний Куцорры был совершенно не похож на простую речь бывшего горного рабочего, тексты за него явно писали журналисты.
Из двухсот с лишним членов спортивного общества «Шальке 04» в годы Третьего рейха партийные билеты национал-социалистической рабочей партии имели около сорока человек, то есть 20 процентов. И только три человека вступили в нацистскую партию до назначения Гитлера рейхсканцлером. Большинство стали членами НСДАП после мартовских выборов 1933 года. Тем, кто из конъюнктурных соображений присоединился к партии после марта 1933 года, придумали ироническое наименование «мартовские павшие» — так раньше называли жертв мартовской революции 1848 года в Вене и Берлине, а также жертв Капповского путча 1918 года. В спортивном обществе «Шальке 04» «мартовскими павшими» стали в основном руководители и сотрудники администрации.
Команда «Шальке 04», состоявшая в основном из простых шахтёров, став чемпионом Германии, наглядно подтверждала гитлеровский тезис о важности национального единства: вместе можно достичь любых высот. Восхождение команды к чемпионскому званию в 1934 году пресса сравнивала с победным шествием национал-социалистического движения.
У соперника «Шальке 04» в финале чемпионата Германии 1940–1941 годов, венского футбольного клуба «Рапид», спортивные достижения тоже были внушительными. До 1941 года он становился 14 раз чемпионом Австрии, пять раз занимал второе место в чемпионате. Три раза владел кубком Австрии, ещё два раза играл в финале Кубка. После аншлюса в марте 1938 года австрийские футбольные команды образовали специальную лигу «Остмарк» и включились в немецкие футбольные соревнования. Старт в новом качестве для «Рапида» оказался успешным, и в том же 1938 году футбольный клуб из Вены завоевал кубок Германии.
Загадочная смерть футбольной звезды
Что может быть важнее для футболистов, чем финал чемпионата страны? Но в 1941 году градус соперничества был выше обычного. Причиной тому — несколько обстоятельств. На Олимпийском стадионе в Берлине встречались команды, принадлежащие разным культурам, традиционно противостоящим друг другу. На поле должны были выйти представители севера и юга, протестанты играли против католиков, германцев против австрийцев, хотя и те и другие были теперь подданными одного государства. Город Гельзенкирхен, который представляла команда «Шальке 04», лежит в Вестфалии, вошедшей после разгрома Наполеона в состав Прусского королевства. Отношениям между Пруссией и Австрией исторически были непростые. Эти страны не раз в прошлом воевали, утончённые австрийцы считали пруссаков нацией грубой, необразованной, без глубоких исторических корней. В воинственной Пруссии, где ценились прежде всего порядок и дисциплина, к безалаберными богемным австрийцам относились свысока и снисходительно называли их «кузенами».