Катаржи. Монгол из Молдавии
При атрибуции портретов бывают сложные случаи, когда в одиночку трудно добиться результата. Тогда необходимо объединяться с коллегами, чтобы знания одного дополняли компетенцию другого. Такой поиск приобретает иногда даже международный размах.
В Государственном Эрмитаже хранится интересный портрет пожилого мужчины с большой окладистой бородой и в весьма оригинальном восточном костюме. Вероятно, по этой причине картину после революции внесли в музейный инвентарь с названием «Монгол». В левом нижнем углу портрета имеются подписи, но, к сожалению, полностью разобрать их невозможно. Сначала помещена некая фамилия латинскими буквами с датой 1853, ниже которой читается «Copie 1908». Ещё ниже стоит слово «Рома…», которое составители инвентаря определили как «Романов». В таком случае это может быть подпись копииста, например, художника Всеволода Ильича Романова, выпущенного из Академии художеств в 1904 году.
Получается довольно запутанная ситуация. Перед нами копия 1908 года с загадочного оригинала 1853 года, который сам по себе тоже может являться вариантом более раннего изображения, о чём говорят показанные на картине награды. На груди «монгола» мы видим звезду ордена Святого Станислава, а на шее его крест, что означает 2-ю степень. Причём крест соответствует образцу, установленному 17 ноября 1831 года, когда после подавления Польского восстания и включения ордена в состав российских наград прежние белые польские орлы между его лучей были заменены золотыми двуглавыми. Таким образом, оригинал портрета был исполнен не ранее 1832 года, хотя кавалером ордена Святого Станислава «монгол» мог стать и раньше, просто обменяв его знаки на новые.
Ниже звезды приколот хорошо узнаваемый золотой крест на банте из георгиевской ленты. Такие кресты получили все офицеры, участвовавшие в знаменитых штурмах турецкой крепости Очаков 6 декабря 1788 года или крепости Измаил 11 декабря 1790 года в случае, если их не наградили за штурм орденом Святого Георгия или Святого Владимира. Всего на Монетном дворе отчеканили по 410 крестов каждого типа.
К 1830-м годам золотые кресты украшали лишь доживавших свой век ветеранов «времён очаковских и покоренья Крыма». Но наш «монгол», очевидно, отличается от них. Его борода и костюм никак не вяжутся ни с российским дворянством, ни с казацкой старшиной. И тем не менее крест у него офицерский, честь по чести. По всей видимости, перед нами никакой не монгол, а знатный представитель балканских, валашских или молдавских христиан, чьи волонтёры активно участвовали в Русско-турецкой войне и действительно были на очаковском и измаильском штурмах. Изучение их национальных костюмов полностью подтвердило данную версию.
На картине сразу привлекает внимание высокая шапка. Это характерный меховой головной убор молдавской и валашской знати гуджуман (gugiuman), имевший у бояр красное матерчатое дно. Но по краю гуджумана на портрете видно дно белое. Это знак самой высшей власти — белое дно на шапках имели лишь господари княжеств, а также члены их малых (исполнительных) диванов. Борода также являлась привилегией лишь самых высших и богатых сановников. Теперь понятно, среди кого надо искать нашего «монгола».