Две сапёрные ошибки
Сегодня батальные полотна XIX века воспринимаются лишь как красивые сюжеты с бравыми военными в нарядных мундирах. Но когда создавались эти произведения, их персонажи были реальными людьми. Генералы, офицеры и даже солдаты специально позировали придворным художникам для многофигурных полотен, украшавших императорские дворцы.
Со временем память о том, кто изображён на картинах, стиралась, имена героев путались и забывались. А после революции все они вообще превратились в неких абстрактных «белогвардейцев». Сегодня историко-предметный метод позволяет восстановить связь времён и вернуть картинам их подлинные названия.
В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге хранится прекрасная коллекция батальной живописи. Многие произведения поступили в музей после революции из полковых собраний императорской гвардии. Так, из музея лейб-гвардии Сапёрного полка происходит небольшой этюд Адольфа Ладюрнера 1851 года «Генерал Витовтов на учении лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона».
Гвардейские конно-пионеры были сформированы в 1819 году сначала как один эскадрон для инженерного сопровождения гвардейской кавалерии. 28 сентября 1845 года их развернули в дивизион, но 9 августа 1862 года Александр II повелел его упразднить. В результате реликвии конно-пионеров стали собирать и хранить гвардейские сапёры. В 1902 году великий князь Владимир Александрович (третий сын Александра II), зачисленный при рождении в лейб-гвардии Сапёрный батальон, в память о 55-летнем юбилее этого события подарил своим сослуживцам этюд Ладюрнера.
После революции этюд едва не затерялся. Но в 1929 году он попал в Артиллерийский музей, где неожиданно «встретился» с аналогичной по композиции большой картиной Адольфа Гебенса, написанной в 1852 году. Ситуация уникальная, ведь Гебенс никогда не работал по чужим эскизам! Да и для творчества Ладюрнера этюд является загадкой. Ведь незадолго до этого, в 1847 году, художник уже выполнил большую картину, на которой гвардейские конно-пионеры тоже строят переправу на манёврах. Она была в собрании Николая I, хранилась в Александровском дворце, но после революции её следы теряются. Не так давно картина появилась на русском аукционе Christie's в Лондоне, где была продана 2 июня 2014 года за 74,5 тысячи фунтов.
Так зачем же понадобилось Ладюрнеру всего через четыре года возвращаться к конно-пионерам в то время, как другие гвардейцы ожидали своих полотен от придворного мастера, а уж тем более передавать начатую работу молодому конкуренту Гебенсу?!
Центр композиции этюда и картины занимает фигура генерала в форме лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона, который прямо с коня отдаёт приказ. Благодаря проработке Гебенсом всех деталей можно рассмотреть даже награды. На груди генерала белеет крест ордена Святого Георгия 4-й степени, за ним идут две серебряные медали, затем бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 года и золотой крест Virtuti militari 4-й степени, вручавшийся участникам подавления Польского восстания 1831 года. Ниже их приколот прямоугольный знак за беспорочную службу в офицерских чинах. На шее видны кресты орденов Святого Владимира 3-й степени и Святой Анны 2-й степени, а из-под лацкана возле перевязи выпущен, по всей видимости, крест ордена Святого Станислава 2-й степени.