Царь-Фараон
При атрибуции портрета кропотливый труд исследователя вознаграждается биографией персонажа, в которой зачастую отражается вся его историческая эпоха. Конечно, как непредсказуем сам результат поиска, так и на картине в итоге может оказаться кто угодно. Например, почтенный служака с прямой, как шпага, военной биографией. Или молодой аристократ, по протекции сделавший гвардейскую карьеру. А может быть, и просто уездный дворянин, лишь ненадолго надевший мундир. Но иногда встречаются занятные персонажи с совершенно оригинальной судьбой, в которой героическое и комическое смешаны самым причудливым образом.
В декабре прошлого года в Германии на электронных торгах аукционного дома Kunstauktionshaus Schloss Ahlden появилась интересная акварель. На ней изображён пожилой мужчина с военной выправкой в русском генеральском мундире. Отсутствие эполет означает, что бравый ветеран находится в отставке. При этом его награды сразу вызвали большой интерес у специалистов. На шее генерала мы видим голубой крест прусского военного ордена «За заслуги» (Pour le Mérite), ниже которого выпущены по борту мундира кресты российских орденов Святой Анны 2-й степени, украшенный алмазами, и Святого Владимира 3-й степени. На груди австрийский военный орден Марии-Терезии, российский орден Святого Георгия 4-й степени, баварский военный орден Максимилиана-Иосифа, французский орден Святого Людовика, голландский военный орден Вильгельма, ещё один неясно изображённый крест на красной ленте и серебряная медаль в память Отечественной войны 1812 года.
Ниже этого интернационала приколот прусский Железный крест. Но поскольку на груди нет Железного креста 2-го класса, то это не может быть знак 1-го класса. Следовательно, это так называемый Кульмский крест — знаменитая награда, пожалованная королём Фридрихом-Вильгельмом III русским гвардейцам, выстоявшим 29 августа 1813 года против подавляющих французских сил в битве при Кульме. Левая рука генерала сжимает эфес шпаги — очевидно, русского наградного золотого оружия с надписью «За храбрость».
Портрет имеет авторскую дату «1845 год» и инициалы J.L. — так подписывал свои произведения в середине XIX века работавший в Австрии художник, чьё имя, к сожалению, не сохранилось. Наличие практически всех боевых европейских орденов вызвало неподдельный интерес к личности столь заслуженного воина. Но никто из русских генералов не имел такого эксклюзивного набора наград. Особенно удивлял голландский военный орден Вильгельма 3-го класса. До 1845 года его лишь два раза вручали русским офицерам, которые годились нашему герою в сыновья.
Но и остальные награды вызывают размышления. Крест «Анны на шее» соответствует образцу, существовавшему до 1815 года. Затем все кавалеры перешли на новый вариант, а наш генерал почему-то нет. Хотя он участвовал в Заграничных походах русской армии, у него нет серебряной медали «За взятие Парижа 19 марта 1814», которую вручили всем ветеранам в 1826–1832 годах. Эти странности навели меня на мысль, что генерал покинул Россию сразу после завершения Наполеоновских войн. А раз так, то его имя может быть не только среди русских кавалеров иностранных орденов. Поиск оказался непростым. Но в конце концов, после сравнения разных списков, моя версия полностью подтвердилась. Обладателем всех изображённых боевых наград оказался лишь один человек — Жан-Батист-Луи барон де Кроссар.