«В свой Олифан трубит Роланд с трудом…»
Услышав звук рога, Карл Великий понял, что его племянник ведёт бой, поспешил на помощь, но было уже поздно. Призыв стал последним, что король услышал от своего верного паладина.
«Песнь о Роланде» развернула маленький арьергардный бой с басками в невероятную эпопею борьбы христиан с «сарацинами». Написанная или, скорее, записанная в XII веке, она уже никак не могла, да и не стремилась в точности передать события похода 778 года через Пиренеи и стычки в Ронсевальском ущелье. Герои прошедших времён живут в ней и сражаются, как современные крестоносцы на Востоке или вожди Реконкисты, что там же, где легендарный Роланд, пытаются отвоевать у арабов Испанию.
Вместе с персонажами, которые становятся олицетворением отваги, как Роланд Оливье, духовной зрелости, как епископ Тюрпен, предательства, как Ганелон, принадлежащие им предметы приобретают значение важных и вечных символов. Таков меч Роланда Дюрандаль, который он не хочет оставить врагу и, умирая, из последних сил пытается сломать. Ему это не удаётся, зато он разбивает свой драгоценный рог Олифан, или, как его часто называют, Олифант.
Дюрандаль — имя собственное. Давняя традиция германцев — одушевлять своё оружие, давать ему особое название. Мы помним Грам Сигурда, он же Бальмунг или Нотунг Зигфрида в «Песни о Нибелунгах» и операх Вагнера. Меч, кстати, сломанный и перекованный, что стремительно ведёт нас к «Властелину колец» и к Нарсилу, восстановленному