Берлинская стена / антифашистский вал
Ещё летом 1961 года первый секретарь ЦК СЕПГ Вальтер Ульбрихт уверенно говорил: никакой стены в Берлине не будет. С восточной, гэдээровской, точки зрения никакой стены и не существовало: брутальная конструкция, символ холодной войны, носила гордое имя антифашистского оборонительного вала.
Почти тридцать лет и без того разделённая Германия жила с жутковатой скобкой, разрезавшей надвое Берлин. Официальная пропаганда ГДР запрещала называть стену стеной, но при этом гордилась ею.
В 1986 году ГДР отмечала 25-летие возведения «антифашистского оборонительного вала». На восточной стороне — демонстрации и выступление товарища Эриха Хонеккера. К стене оттуда не подойти при всём желании. На западной стороне, где к стене можно не только приблизиться, но и что-то там написать или нарисовать, пожилой человек в клетчатом пиджаке карабкается наверх с кувалдой в руке. 68-летний канадец Джон Раннингс с трудом откалывает небольшой кусочек от армированного бетона, потом его снимают восточногерманские пограничники. Стена как стояла, так и стоит. В том же году ГДР выпускает памятную почтовую марку: на заднем плане Бранденбургские ворота, на переднем — благодарная девушка дарит цветы смущённым защитникам «истинной демократии», пограничникам ГДР, защищающим рубежи отечества от фашистской угрозы.