Русское искусство экспорт, или краткая история парижской выставки Дягилева
4 октября в Новой Третьяковке открылась выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» Please, посвященная 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева, знаменитого театрального и художественного деятеля, значительно преуспевшего в пропаганде России на Западе через искусство в рамках своих «Русских сезонов». Автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова рассказывает о портрете Дягилева кисти его близкого друга Льва Бакста — картине, отметившей собой переломный момент в карьере импресарио.
Бакст начал писать картину в апреле 1904 года, вскоре после женитьбы (ради чего даже принял лютеранство), и во время работы над портретом постоянно порывался уехать к жене в Финляндию, где она отдыхала, но Дягилев не отпускал его, требуя окончания портрета. В письме к супруге Бакст писал про него: «…Сегодня отвратительно позировал, ломался и так приставал, чтобы я сделал его красивее и тоньше, что я чуть не пустил в него кистями!»
Бакст дружил с Дягилевым уже 15 лет, и как никто другой представлял себе всю сложность его натуры. С одной стороны, невероятный талант, умение проворачивать огромные проекты, и, что важно, делать это успешно. С другой стороны, диктаторский подход ко всему, неоплаченные долги, задержанные гонорары и несдержанные обещания, которые спустя 13 лет после написания портрета приведут к разрыву отношений художника и импресарио.
Бакст изображает Дягилева в интерьерах его квартиры на Фонтанке, где собиралась редакция дягилевского журнала «Мир искусства», в состав участников которого входил сам художник, а также известные мастера: Александр Бенуа, Иван Билибин, Аполлинарий Васнецов, Валентин Серов, Исаак Левитан и многие другие. К этому моменту Дягилев уже известный антрепренер и покровитель искусства — в 1905 году он провел фантастически успешную выставку русских портретов в Таврическом дворце (к чему Бакст делает отсылку, изображая мольберт и картины на стене). На задний план картины Бакст поместил старушку-няню Дягилева Авдотью — как метафору его прошлой жизни, детства в Перми, резко контрастирующего с последовавшим блистательным петербургским периодом.
Завершение портрета в 1906 году удивительным образом знаменовало очередной переломный момент в жизни Дягилева: конец петербургского периода и начало европейского, а именно знаменитых парижских «Дягилевских сезонов».
К началу XX века русская культура на Западе была известна очень обрывочно. Кто-то знал Льва Толстого, Федора Достоевского, Ивана Тургенева, кто-то, возможно, слышал музыку Михаила Глинки, а кто-то видел картины Василия Верещагина. Однако массово русское искусство в течение многих лет было в Западной Европе практически неизвестно.