Жесткие против гибких
Sunreef запатентовала технологию интеграции гибких панелей в композитный корпус и пока не планирует продавать ее конкурентам
Как только на рынке появились компактные солнечные панели с приемлемым КПД и доступной ценой, яхтсмены сразу нашли им применение. Широкое распространение они получили на небольших парусных яхтах, где нехватка электричества вдали от марины — извечная проблема. Наблюдая за владельцами, кустарно оснащающими ими свои лодки, верфи быстро сориентировались и предложили готовые заводские решения. Сейчас солнечными панелями на борту уже никого не удивишь, однако вопрос достижения максимальной выработки электричества никуда не делся, и в последние годы наметились две стратегии позиционирования фотоэлектрических ячеек.
Одни производители идут традиционным путем, монтируя жесткие панели на крышах и палубах своих лодок так же, как это делают на зданиях и прочих наземных конструкциях. Другие, коих пока меньшинство, используют гибкие панели, ламинируя их в корпус композитного судна, надстройку и даже рангоут под разными углами. Мне не раз доводилось слышать в профессиональных кругах одобрение и критику обоих вариантов, и в какой-то момент я решил разобраться с их преимуществами и недостатками для конечного пользователя.
Прежде чем погрузиться в детали, проясню один важный момент, касающийся оптимальных размеров яхты на солнечной энергии. Если объект пропорционально увеличивается в размерах, его новый объем будет пропорционален кубу масштабирующего коэффициента, а новая площадь его поверхности — пропорциональна квадрату. Переведем это на простой язык. Получается, что чем меньше лодка, тем проще обеспечить ее потребности за счет солнечной энергии. И наоборот, чем крупнее яхта, тем больше ее объем и потребности в электричестве, а значит, острее сказывается недостаток площади для установки требуемого количества ячеек. Именно поэтому, например, производители суперъяхт смотрят в сторону других альтернативных источников энергии и почти никогда не применяют солнечные панели.
В числе наиболее распространенных серийных прогулочных яхт, использующих энергию солнца, — парусные и моторные катамараны длиной 40–80 футов с гибридной или полностью электрической пропульсивной системой. Среди самых известных примеров — модели Eco верфи Sunreef Yachts и лодки Silent. Оба производителя используют качественные американские ячейки SunPower с относительно высоким КПД. При этом Silent принципиально выступает за горизонтальное крепление жестких панелей, тогда как в Sunreef научились интегрировать гибкие панели в композитные материалы и размещают их на любых доступных поверхностях. Каждая компания руководствуется собственными соображениями, и вот их аргументы.
«Гибкие панели всегда менее эффективны по сравнению с жесткими по одной простой причине, — рассказывает Михаэль Кёлер, основатель и генеральный директор Silent-Yachts. — Дело в том, что SunPower решила ставить фотоэлектрические ячейки самого высокого класса качества («А») исключительно в свои жесткие панели. Это решение обусловлено нюансами конкурентной борьбы, поэтому в гибкие панели попадают ячейки более низких классов. Различия между ними не такие значительные, но все же есть».