Детское выгорание: как не вырастить несчастного профессионала из лучших побуждений
В семье программируется профессиональное будущее наших детей: закладываются и основы профессионального успеха, и будущие негативные сценарии — выгорание, синдром самозванца, застревание в карьерном тупике. Карьерный стратег и HR-специалист Елена Резанова рассказывает, как вырастить из ребенка счастливого профессионала
Родительское воздействие в большинстве случаев не является прямым или осознанным. Мы воспитываем своих детей личным примером, давая оценку различным жизненным ситуациям, поощряя или наказывая ребенка за определенное поведение, а также давая советы.
Если говорить о карьере, то родители являются для детей главными ролевыми моделями таких социальных отношений как «человек — работа». Наблюдая за тем, как родители воспринимают работу, дети получают представление о том, хорошо это или плохо. Относится ли родитель к работе как к чему-то, что приходится терпеть, или как к способу самореализации.
Также дети усваивают установки на активную или пассивную роль в своей карьере. Это выражается в представлении о том, кто отвечает за развитие профессионала — он сам или, например, компания-работодатель. Последнее может создаваться фразами «меня не повышают», «меня не учат новым навыкам».
Паттерны будущих отношений к руководителям тоже формируются в детстве — надо ли бояться вышестоящих сотрудников или сотрудничать с ними. Также это усваивается из отношений с самими родителями: одного ребенка поощряют за безропотное послушание и следование правилам, а другого — за задавание вопросов и высказывание собственного мнения.
Через наше отношение к своим профессиональным ошибкам мы передаем детям модель того, как им следует воспринимать свои. Отношение к промахам может быть двояким: либо как источник стыда и самообвинения, либо как возможность для обучения и роста.
Также мы неосознанно закладываем негативные временные сценарии, говоря «куда мне в 40 лет что-то менять» или «после 30 уже поздно».
Восприятие женской карьеры закладывается в семье через такие фразы как «мама сидит дома», «это не женская работа», «ведет себя как мужчина». Также мы влияем на поведение девочек, корректируя их фразами «девочка должна быть скромнее» или «девочка должна быть милой, нельзя быть такой настойчивой».
«Пора определяться с выбором!»
Родители также являются первыми карьерными эдвайзерами, которые помогают с выбором профессии. Но проблема заключается в том, что, передавая полезный опыт, мы передаем собственные нарративы о рынке труда, такие как «диплом — самый важный фактор успеха» или «в науке много не заработаешь». Однако актуальность этих представлений такая же, как если бы нам кто-то давал финансовые советы, основываясь на данных, полученных 20 лет назад. Из-за этого до сих пор жива установка на линейность профессионального движения, где главный критерий прогресса — вертикальный рост, карьера выглядит как эскалатор, на первую ступеньку которого нужно встать как можно раньше, а с профессией нужно определиться раз и навсегда.