«Мы расширяем границы кредитования для предпринимателей»
Руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса — старший вице-президент банка ВТБ Руслан Еременко о том, как выстоять в жесткой конкуренции за клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса и ожиданиях предпринимателей от банка.
За последние четыре года ВТБ удвоил число активных клиентов среднего и малого бизнеса, перешагнув планку в 1 млн компаний. На этот период пришлись глобальные изменения в российской экономике. Как изменились предприниматели и подходы банка к обслуживанию сегмента?
— Средний и малый бизнес оказался достаточно приспособленным к экономическим изменениям. При этом он остается сложным и волатильным: для сегмента характерна быстрая оборачиваемость клиентской базы, особенно в малом и микробизнесе, общее количество предприятий на рынке не растет, но каждый год порядка 20% обновляется. Несмотря на такую жесткую конкуренцию за ограниченное количество участников рынка, за четыре последних года ВТБ удвоил активную клиентскую базу до 1 млн. Это серьезное достижение, учитывая, что всего на рынке России сейчас 5–7 млн предприятий СМБ.
Основной прирост клиентов банк получает из малого бизнеса. Если пять лет назад на ИП приходилось 30% клиентской базы, то сейчас — 56%. Еще одна быстрорастущая часть рынка — самозанятые. Их количество увеличивается ежемесячно: за прошлый год в ВТБ оно выросло в два раза, до 260 тыс. человек, а доход, зарегистрированный ими через личный кабинет для бизнеса ВТБ, составил 1,5 млрд руб.
За последние годы очень возросли требования к банкам: раньше корпоративный клиент рассматривал нас как поставщика финансовых продуктов, но сегодня ищет партнера, который сможет закрыть практически все его потребности, возникающие при ведении бизнеса, в том числе и нефинансовые. Консалтинг, ВЭД, бухгалтерия, логистика, НR-решения, телеком — это все то, зачем предприниматель приходит в банк. И так как наша стратегическая цель — быть банком первого выбора для СМБ, мы предоставляем клиентам все эти продукты и сервисы в удобных для них форматах. Наша задача — сопровождать и поддерживать бизнес на всех этапах его развития.