Квартирам придают ускорение
Продать жилье на «рынке покупателя» помогает хоумстейджинг
Еще недавно за несколько сотен тысяч рублей опытные хоумстейджеры на 5–10% повышали цену квартиры, выставленной на продажу, причем без ущерба для скорости сделки. Критерии эффективности хоумстейджинга на рынке вторичной недвижимости меняются: возможности для повышения цены теперь минимальны, но стейджерам удается ускорить продажу.
Хоумстейджинг — это создание маркетинговой упаковки для недвижимости. Хоумстейджер изучает потенциал квартиры, оценивая дом и его расположение, качество ремонта. Создает конкурентные преимущества и подчеркивает достоинства помещений за счет незначительных изменений в интерьере.
Если не демпинговать, продать жилье на вторичном рынке сейчас трудно. Покупатели чувствуют неуверенность из-за рисков экономической нестабильности и цены ипотеки, поэтому предпочитают рассматривать только те объекты, на которые есть дисконт. По тем же причинам покупатели не хотят связываться с масштабным ремонтом. Продавцам снижать цену невыгодно. В результате объявления о продаже на вторичном рынке висят почти на четверть дольше, чем в прошлом году.
Минимальный срок, за который продавалась квартира — 87 дней,— зафиксирован в 2021 году. Тогда в Москве был рекордный спрос на вторичное жилье — было заключено 171 тыс. ДКП. В 2022 году было зарегистрировано 132 тыс. сделок, объявлений стало на 80% больше, а срок экспозиции увеличился до 124 дней в Москве и 129 дней в Подмосковье. По другим данным, с момента начала поиска покупателя и до выхода на сделку проходит в среднем шесть месяцев, тогда как нормальным сроком считается три месяца.
По словам хоумстейджера Ирины Чу, сейчас основная цель обращения продавцов — повысить скорость выхода на сделку. О повышении цены речь идет в редких случаях, отмечает эксперт. «Два года назад обращения из Москвы с просьбой повысить цену аренды в два раза или из Казани, где владелец хотел „плюс 30%“ к цене при продаже, были выполнимы. Сейчас это скорее вызов»,— говорит госпожа Чу. Ниша, в которой на современном рынке можно добиваться повышения доходности,— краткосрочная аренда. По словам Ирины Чу, накануне летнего сезона число обращений за оформлением городских квартир увеличилось.
Чем полезен хоумстейджинг
В России на хоумстейджинг нет массового спроса. «Очень немногие осознают необходимость подготовки недвижимости к продаже. 99% убеждены, что квартира продастся и так. Поэтому арендаторов не выселяют, деперсонализацию не проводят»,— сетует риэлтор Василий Павлов, подчеркивая, что если это сделать, можно продать квартиру как минимум быстрее, как максимум — дороже. «Затраты в 300– 500 тыс. руб. могут дать 1 млн руб. к цене, и продавец останется в плюсе»,— комментирует он, отмечая, что оценка не применима к сделкам в сегменте массового жилья. «Хоумстейджинг в массовом сегменте — это финансовое напряжение, с которым семья не справится, на дополнительные расходы просто нет средств. Но если бы продавцы были готовы, подготовка точно повлияла бы на продажу. На скорость выхода на сделку точно»,— считает господин Павлов.