Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились»
Кем быть, чему учиться и как строить карьеру в эпоху нестабильности, с одной стороны, и расцвета цифровых технологий — с другой? Эти и другие темы «РБК Тренды» обсудили с директором по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андреем Себрантом

РБК: Мыслители, писатели, общественные деятели не устают повторять, что все мы оказались в VUCA-мире, основанном на нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности. А что, по вашему мнению, стало ключевым изменением в сфере образования за последние годы?
А. С:. Основная идея VUCA-, равно как и BANI-мира, состоит в том, что мир неустойчив, он постоянно и неожиданно меняется. Одна из задач образования — готовить человека к будущей жизни. А задача образования сейчас — готовить человека к жизни в очень переменчивом и динамичном мире.
Да, есть профессии, в которых можно спланировать карьерный рост так, каким бы он был десять лет назад, например ученые, но и они все время учатся чему-то новому. У тех, кто надеется один раз получить какой-то багаж знаний и доехать с ним до пенсии, ничего не выйдет.
У людей, которым, наоборот, не сидится на месте, сегодня есть богатство выбора, возможность менять области интересов, занятия, профессию. И при этом не порхать по верхам, а действительно осваивать новые специальности. Например, несколько лет назад стали массово использоваться дроны и возникла профессия, которую сейчас уже можно считать устоявшейся, — оператор дрона. Прямо на наших глазах рождается профессия промпт-инженера — специалиста по составлению запросов для нейросетей. И это не хайп на пару месяцев. Не так давно руководство Университета ИТМО всерьез обсуждало, что такой курс нужно вводить в вузе. Еще полгода назад термин «промпт-инженер» никому ничего не говорил, а сейчас это профессия, к которой нужно готовить студентов.
Но есть люди, которые хотят стабильности, и для них по-прежнему остаются профессии. Например, у лесника будут меняться инструменты, но никуда не денется необходимость восстанавливать леса, которые пострадали от пожаров или вырубки. Профессия врача никуда не исчезнет и никогда не перейдет в разряд специальностей, которыми можно овладеть, закончив годовой курс. Здесь, безусловно, не обойтись без багажа, в том числе и практических знаний, без которого ни один пациент под скальпель к врачу не ляжет. Но и этим людям предстоит все время учиться, проходить серьезные курсы повышения квалификации. Это норма современной жизни.
РБК: Есть ли сейчас у «Яндекса» понимание, какие специалисты будут востребованы через пять — десять лет?
А. С.: Мы не можем предположить, какие еще профессии появятся в ближайшее время, — все самое интересное еще не появилось. В этом и прелесть VUCA-мира.
На рынке труда все время будут появляться новые интересные специальности. А у профессий, которые сохранятся, будут все время расти требования к овладению новыми инструментами. Например, хлеб будут выращивать и через 20 лет. Но трактора будут гораздо больше оснащены датчиками и цифровыми устройствами, а значит, и у фермеров расширится спектр навыков.