10 способов обращения с прошлым из сериалов
Выбор Татьяны Алешичевой
Идеализировать
«Аббатство Даунтон»
Великобритания, 2010–2015
Действие эталонного костюмного сериала начинается с известия о катастрофе «Титаника» в 1912-м, проходит через Первую мировую и заканчивается 1926 годом. Все это время его населяют прекрасные благородные аристократы, не теряющие достоинства в любых обстоятельствах, будь то война, восстание в Ирландии или протесты суфражисток. Чинные чаепития, ехидные осанистые старухи с поджатыми губами, преданные дворецкие, придерживающиеся от века заведенного уклада,— сериал живописует «добрую старую Англию», данную нам в представлении и никогда не существовавшую в действительности. Лишь к финальному сезону, будто спохватившись, сценарист Джулиан Феллоуз признает, что старая аристократия себя изжила и — о ужас! — пора уволить дворецкого.
Смотреть: ivi
Пугать
«Жизнь на Марсе»
Великобритания, 2006–2007
Манчестерского копа в благополучном 2006-м сбивает машина, и в результате какой-то временной аномалии он оказывается в родном городе во времена своего детства — в 1973 году. В полицейском участке в замшелые 1970-е царят дикие нравы: копы избивают заключенных, подбрасывают улики и вламываются к подозреваемым без ордера. А единственную коллегу женского пола нагло третируют и позволяют в ее адрес скабрезные шутки — не чета новым политкорректным временам. Попаданцу приходится засучить рукава и начать учить коллег не терять берега. Хотя прошлое тут совсем недавнее, нравы в нем царят дремучие и средневековые — хочется побыстрее отряхнуть этот прах со своих модных прогрессивных подошв.
Высмеивать
«Год кролика»
Великобритания, 2019
В викторианском Лондоне можно купить за пенни бутылку с местным туманом, Человек-слон заправляет цирком уродов, а полицейский инспектор дает подчиненным мастер-класс, «как вынимать опиум из задниц у моряков». Потрошитель тоже не дремлет — в Уайтчепеле находят мертвых девушек, а вот непьющего парня на должность констебля не найти, поэтому в полицию нанимают «первую констеблиху Лондона», разбитную Мейбл. Британский ситком потешается над излюбленными викторианскими мотивами в самом издевательском ключе, но за ерничеством чувствуется настоящая нежность — викторианский период не выходит из моды на ТВ уже не первый десяток лет, хоть плачь над ним, хоть смейся.