Сострадательная емкость: как оценить свои силы и не выгореть, помогая другим
В издательстве благотворительного фонда «Нужна помощь» выходит книга основательницы психологического центра «Вдох» психолога Ольги Сориной, специализирующейся на эмоциональном выгорании. Автор рассказывает о том, как помогать без ущерба для себя и максимально эффективно для тех, кому вы помогаете. Forbes Life публикует отрывок из книги «Так можно: не выгореть, помогая другим»
Тех, кто помогает, очень много. Если вы чувствуете себя одиноко в помощи, то посмотрите на результаты исследования Высшей школы экономики от 2020 года. Оно показало, что на тот момент волонтерским трудом занимались 38% респондентов. На вопрос о готовности помогать людям из своего окружения в период пандемии ответы «очень часто» и «довольно часто» дали 42% опрошенных. Готовность помогать друг другу в большей степени проявлена в городах-миллионниках, там таких людей как раз 42%. Большинство занимаются добровольческой деятельностью самостоятельно (54%) или вместе с друзьями и соседями (36%). Правда, помогают фондам и НКО на волонтерских началах только 9%.
Когда мы начинаем помогать на постоянной основе, у нас обычно есть представление о том, как это — помогать другим. Понятное дело, мы представляем, что это будет интересно и воодушевляюще. Мы вспоминаем моменты, когда смогли помочь кому-то из знакомых, получили благодарность — и это было здорово. Но если через год или несколько лет работы спросить человека, каково это — помогать, то, скорее всего, он ответит, что это трудно.
Когда я решила поступать на психологический факультет, к помощи людям это желание имело опосредованное отношение. Я — вот так поворот судьбы — хотела написать книгу. В то время я увлекалась литературой и темой психических расстройств, то есть тем, как авторы в разных произведениях описывают людей, которые сошли с ума. Я сама писала довольно мрачные стихи и рассказы, герои которых чувствовали, будто теряют разум и мир вокруг них рушится.
Но чтобы написать серьезную книгу о психических расстройствах, как мне представлялось, нужно было с такими людьми постоянно общаться. Я решила стать клиническим психологом, поскольку до медицинского мое знание биологии недотягивало. Я представляла, как сижу в своем кабинете в кожаном кресле, клиенты приходят ко мне и ложатся на кушетку (не обошлось без стереотипов из американских фильмов о психоаналитиках), я включаю диктофон и беседую с ними. А потом записываю их истории в книгу. Не припомню, чтобы мной тогда руководило желание помогать. Это был исследовательский интерес: мне было любопытно, как устроены люди, которые страдают психическими расстройствами. А чтобы это выяснить, предстояло узнать многое о том, как устроены люди психически здоровые.
Первое столкновение с реальностью произошло, когда у нас началась практика в психиатрических отделениях больниц. Увидев там по-настоящему больных людей, я быстро поняла, что не смогу постоянно работать в этой сфере. Я испугалась, что это будет слишком тяжело для меня. Романтические представления привели меня к разочарованию. И это далеко не редкая ситуация.
Порой кажется, что помогать другим — это что-то естественное только для определенных людей. Помогающих людей окружают ореолом святости и героизма. Когда говорят о директоре благотворительного фонда, часто звучит: «я бы так не смогла», «это просто что-то нечеловеческое», «сколько в ней сострадания». Но я уверена (и вы тоже явно об этом догадываетесь, если занимаетесь помощью), что успешные работники помогающих профессий не какие-то особенные, наполненные состраданием святые. Они просто нашли к этому грамотный подход.