Деньги для метавселенной: эксперт о будущем банков, кредитов и криптовалют
Переименование компании Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), а также стратегия Марка Цукерберга на создание метавселенной — виртуального пространства для взаимодействия людей друг с другом и с цифровыми объектами — стали объектом пристального внимания мирового IT-сообщества. Сооснователь и управляющий директор инвестплатформы для EdTech-стартапов RIPE Максим Авдеев в колонке Inc. рассуждает о будущем цифрового банкинга и метавселенных.
Спустя два года после начала пандемии дистанционный формат работы стал новой нормой, что привело к развитию цифровых сервисов, позволяющих людям общаться онлайн в совершенно различных форматах, не выходя из дома. Другим важным трендом стало развитие онлайн-игр, например Minecraft или Roblox, с комплексной внутренней экономикой и потребностью игроков обмениваться ресурсами и другими ценностями. Прародителем этого формата можно назвать Second Life — выпущенную в 2003 году игру, которая стала одной из первых удачных попыток создать альтернативную реальность. Вместе с перспективами технологий виртуальной и дополненной реальности, в ближайшем будущем могут появиться иммерсивные онлайн-пространства, в которых люди могут вместе проводить свой досуг: общаться, развлекаться, заниматься покупками. Такие проекты приведут к тому, что ценность цифровой жизни будет равна реальной.
И хотя метавселенных в чистом виде пока не существует, инвесторы с оптимизмом смотрят на перспективы этого рынка. Инвесткомпания Grayscale выпустила отчет с анализом экономики метавселенной и Web 3.0, согласно которому потенциальный целевой рынок может составлять более $1 трлн.
Однако следует признать, что шлемы виртуальной реальности пока слишком дорогие, неудобные и вызывают головокружение. Существуют и ограничения, связанные со скоростью интернета и стабильностью связи, которые мешают создавать комплексные виртуальные реальности.
Кроме того, человечество неизбежно столкнется с проблемой интероперабельности — метавселенных будет несколько, при этом важно, чтобы люди и цифровые товары могли перемещаться между ними беспрепятственно, как это происходило бы в реальном мире.
Следует ожидать и прихода государств в метавселенные. Аналогичный процесс происходит с любой новой технологией или явлением — будь то интернет, криптовалюты или финансовые экосистемы. В случае успеха технологии метавселенных правительства разных стран и финансовые регуляторы начнут ограничивать их развитие, в том числе оборот виртуальных валют внутри них. Это также необходимо учитывать при разработке стратегии бизнеса в метавселенных.
Финансы в виртуальной реальности
Популярность метавселенных приведет к появлению влиятельных виртуальных регуляторов, бирж, банков и платежных компаний. Физические и юридические лица в виртуальном пространстве также будут нуждаться в проведении платежей, уплате налогов, получении кредитов и инвестировании.