Сексуальная химия
Как получается, что в паре есть совместимость, но нет притяжения, к чему ведет обратная ситуация и зачем разбираться в механизмах любви
Слово «химия» по отношению к паре я впервые услышала в киноиндустрии. «Между ними на экране химия» — так говорили о чем-то незримом и неосязаемом между двумя актерами, каком-то дополнительном незаметном чуде, которое делало пару внезапно притягательной. О магии, с которой хотелось соотнестись, за которой было приятно наблюдать. Сейчас же мы куда чаще слышим «химия» по отношению к сексуальному притяжению.
Писатель и блогер Марк Мэнсон считает, что люди часто путают «химию» и «совместимость» (chemistry and compatibility). Меж тем это разные понятия. Мы совместимы, когда исповедуем одни и те же ценности, хотим похожего, следуем похожим принципам, подходим друг другу по уровню образования, культуры. Так, например, одно из интересных исследований обнаружило, что совпадение в использовании языковых конструкций и выборе вокабуляра может быть неплохим предиктором совместимости пары: 80% пар, язык которых был похож на ранних стадиях онлайн-переписки, продолжили встречаться через три месяца.
Большинство из нас, особенно если мы склонны к рефлексии, может с достаточной долей уверенности и достаточно рано предсказать будущую совместимость: если я не люблю собак, отказываюсь спать в палатках, подписана на рассылку философского общества, ем стейки с красным вином и предпочитаю по утрам спать, мне вряд ли подойдет веган-трезвенник, который в пять утра желает выгуливать двух ретриверов и у которого «лыжи у печки стоят». Чай или кофе, кошки или собаки, море или горы, Пастернак или Мандельштам — коллективный разум уже давно обратил на это внимание. Некоторые из этих вопросов критичны: так, у пар, не совпадающих в желании иметь детей, 100-процентный шанс развода в первые шесть лет после рождения ребенка. Другие расхождения могут быть компенсированы компромиссами и договорами. Одно ясно: для долгосрочных отношений, особенно тех, которые в бедности и богатстве, в болезни и здравии, мы должны быть совместимы.
Химия же оказывается куда менее предсказуемым и понятным фактором. Описать ее словами сложно: «электрический разряд», «необъяснимое притяжение», «искра», «магнетизм», нечто, не подвластное самоконтролю. Мурашки по коже от пойманного взгляда, бабочки в животе от случайного прикосновения, реакция тела, которую невозможно не заметить, возникающая зачастую до первого «привет».