«Чувству меры нас научат Маша и три медведя»: беседа с киберпсихологом
Успеваем ли мы адаптироваться к вызовам цифровой среды? Меняемся или остаемся собой? И как находим оптимальную меру присутствия в двух мирах? Беседуем со специалистом в области киберпсихологии.
Вы 30 лет исследуете общение в интернете. Что изменилось за это время?
Александр Войскунский: В 80-е годы мы уже вовсю обменивались сообщениями по внутренней сети МГУ, но сегодня каждому доступны контакты на всех континентах. Программы-переводчики позволяют передавать информацию на любых языках, будь то суахили или французский, и качество перевода заметно выросло.
Но если в первые годы все старались максимально расширить круг общения из спортивного интереса: «о, у меня из 75 стран есть контакты!», «я участвовал уже в 38 онлайн-конференциях», то сейчас этот азарт поутих. Мы все больше капсулируемся в своих группах, нам важно произвести впечатление на референтное сообщество, и именно там мы прокачиваем репутацию.
«Прокачиваем репутацию» — как и зачем?
Размещаем дельные высказывания и любопытные новости, комментируем события, стараясь демонстрировать эрудицию и остроумие, отстаиваем взгляды и при этом следим за тем, чтобы показать себя игривыми или неожиданными и таким образом привлечь новых френдов и фолловеров-подписчиков. Для непубличных личностей такие слабые связи — едва ли не единственный источник социального капитала.
Что такое слабые связи?
Это связи, которые возникают в недолгом общении с теми, кто обратился к нам по случаю с какой-то просьбой или с кем мы на короткое время оказались вместе в общей группе или проекте.
Мы что-то знаем про этих людей, но не стремимся встретиться и узнать получше. Из вежливости им говорим: «на связи» или «ну позванивайте!». Но если этот человек исчезнет, мы о нем не вспомним и не расстроимся. Таких контактов в Сети у нас, как правило, гораздо больше, чем в реальной жизни.
Но поверхностные контакты, наверно, бесполезны...
Мы можем подолгу не ощущать их пользу, но когда захотим, например, найти преподавателя датского языка или снять квартиру, то объявим об этом в паблике — на своей странице, и кто-то наверняка поможет.
Имея многочисленные круги общения, мы лучше ориентируемся в тех ситуациях, которые преподносит жизнь — от действий мошенников и сбыта излишков урожая на даче до извержения вулканов, — больше знаем, понимаем, лучше оцениваем и учитываем для себя, и это бесценно.
Слабые связи украшают жизнь, делают ее интереснее, приятней. Мы их выстраиваем и теряем, но при этом остаемся сами собой: экстраверт остается экстравертом, а интроверт — интровертом.