Что запускать и где взять деньги: венчурный гид по Латинской Америке
В Латинскую Америку уехали сотни российских специалистов и предпринимателей, писала в июне 2022 года Financial Times. Последних регион привлекает низкими конкуренцией и расходами на старт, высокими перспективами роста бизнеса и возможностью привлечь инвестиции. Почему сейчас самое время обратить внимание на Латинскую Америку и как устроен венчурный рынок в регионе, в колонке для Forbes рассказали партнеры акселератора Hackers Bridge Анна Гишко и Анна Шишкина.
Сейчас Латинская Америка находится на пути к тому, чтобы стать новой Кремниевой долиной. Благодаря невысокой конкуренции, формирующимся рынкам и низким затратам на старт предприниматели быстро поняли, что регион является идеальным местом для создания бизнеса любого размера. А быстро растущий средний класс с его растущими потребностям стал одним из основных экономических факторов формирования в регионе 40 «единорогов» менее чем за пять лет.
Что предпринимателю нужно знать о Латинской Америке
По данным Ассоциации частных капиталовложений в Латинской Америке (LAVCA), с 2016 года объем венчурных инвестиций в регионе ежегодно удваивался и в 2019 году составил $4,9 млн. В 2020-м, несмотря на пандемию, объем венчурного рынка в Латинской Америке остался почти на уровне 2019 года, а в 2021 году утроил предыдущий рекорд и достиг $16 млрд.
Росту предпринимательской экосистемы и венчурного рынка способствовали:
- Увеличение объемов финансирования как из местных, так и из международных фондов. Например, в 2021 году латиноамериканская венчурная компания Kaszek создала два фонда, суммарно на $1 млрд, тогда как 10 лет назад создавала первый фонд всего на $95 млн. Японский Softbank в том же 2021-м анонсировал запуск фонда на $3 млрд для инвестиций в латиноамериканские проекты. До 2021 года инвестиции, привлекаемые регионом от зарубежных фондов, были гораздо меньше.
- Ускорение многих рыночных показателей на фоне пандемии COVID-19. Например, по данным аналитического сервиса Statista, розничные онлайн-продажи в Латинской Америке выросли на 70% с 2019 по 2021 год, достигнув $85 млрд.
- Рост цифровой грамотности населения. По данным сервиса Worldometer, средний возраст граждан Латинской Америки — 29,2 года. При этом, по данным Statista, 69% населения имеют смартфоны.
По предварительным оценкам LAVCA, в первом полугодии 2022-го объем венчурных инвестиций в Латинской Америке составил $2,4 млрд. Это значит, что этот год уже претендует на второе место по сумме венчурных сделок после 2021 года. При этом 2021 год однозначно был периодом аномально легких инвестиционных денег, и снижение, наблюдающееся последние месяцы, — не что иное, как возвращение к нормальной жизни. Тут важно, что объем венчурного финансирования в первом полугодии 2022-го оказался выше, чем за аналогичный период 2020-го, даже несмотря на глобальную рецессию и более осторожные действия инвесторов. О чем это говорит предпринимателям? Прежде всего, о возможностях привлечения инвестиций: сейчас раунды чуть ниже по всему миру, но в Латинской Америке можно найти более выгодные условия и стратегические партнерства.
Привлекательна для иностранных предпринимателей Латинская Америка не только по причине динамичного роста венчурного рынка, но и благодаря своему географическому положению. Страны региона имеют границу с уже сформированными и развитыми рынками США и Канады. Наличие большого количества торговых соглашений со странам Европы, Австралии и Северной Америки делают Латинскую Америку идеальной локацией для открытия своего бизнеса с целью его выведения в регионы с развитой экономикой.
Крупнейшим торговым партнером США в регионе, да и во всем мире, является Мексика. На ее долю приходится 54% экспорта и 62% импорта Америки. Бразилия занимает второе место с 11% экспорта и 9% импорта. Эти две страны можно рассматривать как фокусные для запуска бизнеса в Латинской Америке. Благодаря единым стандартам качества производства продукции, обслуживания и технологий в этих странах и США, из них будет проще масштабировать проект на соседний развитый рынок.