История Товия, или почему ветхозаветные сюжеты стали популярны в эпоху барокко?
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В новом выпуске — пересказ библейского сюжета, который лег в основу картины немецкого живописца XVII века Карла Андреаса Рутхарта.
Еще одна интересная картина из постоянной экспозиции Эрмитажа. На ней изображено ровно то, что указано в названии, — пересказ ветхозаветного сюжета, основанного местами на мрачных исторических событиях.
То́вия, или То́вий — персонаж книги Товита (второканонической книги Ветхого Завета*). Согласно книге, Товит изначально жил в Ниневии, столице ассирийского государства. Так как Ниневия стала столицей при правлении ассирийского царя Синаххериба, правившего примерно между 705 и 680 годами до нашей эры, действие ветхозаветного мифа происходит в конце VIII–VII веков до нашей эры.
* главы Тов. 4—12 и 14; сын Товита.
Чтобы было проще сориентироваться в пространстве, сегодня на территории бывшего ассирийского царства находятся такие современные страны, как Ирак, Иран, часть Турции, Израиль, Иордания, Ливан, Сирия, часть Саудовской Аравии.
Проживая в Ниневии, Товит был довольно успешным торговцем и нажил большое богатство. При этом он активно занимался благотворительностью и социальной деятельностью и помогал бедным. Проблемы начались как раз с появлением Синаххериба. Новый царь начал активно преследовать и убивать евреев.
Если вновь обратиться к реальной истории, то все началось еще до Синаххериба. Ассирия активно расширялась в регионе и, как видно на карте, на момент правления Синаххериба в 722 году до нашей эры уже успела поглотить Израиль, более 27 тысяч пленников были изгнаны с территории Израиля в другие провинции Ассирии.
Это было вполне осмысленное действие ассирийских завоевателей. Они успешно проводили перекрестную депортацию (переселение народов). С завоеванной территории ключевые слои населения (знать, правители, ремесленники), которые могли бы формировать сопротивление, переселяли в другие регионы страны с иной культурой, языком и традициями, чтобы с заставить их чувствовать себя угнетенными, разобщить, а в идеале заставить забыть свою культуру и полностью ассимилироваться.
А чтобы территория не пустовала и приносила пользу, туда переселяли людей из других завоеванных стран с такой же логикой.
Такая политика была довольно эффективной, так как минимизировала возможность противодействия покоренных народов, а значит, гарантировала устойчивость империи.