О жизни, гастролях и интересных знакомствах — рассказывает Татьяна Абрамова

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Татьяна Абрамова: «Некоторые называют меня стервой»

«Мы с Юрой просто «лед и пламень» — такие разные! Я же стрела, вихрь, все делаю быстро, моментально. Иногда шучу, что я Юлий Цезарь в юбке: мне в 24 часа надо уложить 350 дел», — рассказывает актриса Татьяна Абрамова.

Беседовала Инна Фомина

Фото: Наталия Шаханова/архив Караван Историй

Татьяна, вы долго искали время для интервью, потому что постоянно уезжали из Москвы. У вас были съемки?

— Нет, гастроли с антрепризными спектаклями и с концертами. В кино сейчас я редко снимаюсь. В основном предлагают неинтересные сценарии или героинь, которых я уже не раз играла. А вот спектаклей у меня много. И девяносто девять процентов играем «на выезде». А каждые гастроли, это же вечный сюрприз — не знаешь, что тебя ждет. У Андрюшки Харитонова, с которым мы очень дружили, даже была такая примета: «Если нас встречают на шикарных машинах, значит, жить будем в шалаше». И правда: раз подали к аэровокзалу лимузин, то привезут в такой отель, что просто ужас. Сейчас с гостиницами уже получше, даже в деревнях они появились. А раньше мы постоянно попадали в отели, где жить просто невозможно...

Лет десять тому назад в феврале ездили мы с гастролями по Ставропольскому краю. Жили в гостинице в крупном городе, и каждый вечер нас отвозили на спектакли в города поменьше. Закончили спектакль и пошли на ужин. Сидим, не торопимся, а водитель все нас дергает:

— Ну поехали!

Мы:

— Да-да, сейчас поедем... — и не спешим: ужинаем, хохмим, долго десерт выбираем.

Водитель опять:

— Пора!

— Да-да, скоро поедем.

Наконец выходим на улицу, а там сильный ветер, дикий снегопад. Но мы на это не обращаем внимания — это же не Сибирь, не Крайний Север, где на сотни километров может не быть населенных пунктов. Однако в бескрайних ставропольских полях, оказывается, зимой бывают бураны и возникает «перемет», когда сильнейший ветер заносит дороги снегом.

Спектакль «Не торопитесь прощаться». В ролях Татьяна Абрамова и Юрий Беляев, 2019 год. Фото: из архива Т. Абрамовой

Сели мы в автобус, доезжаем до Невинномысска, до того места, где на федеральной трассе есть круговой перекресток, а там движение перекрыто машинами ГАИ. Мы просим инспекторов:

— Пропустите наш автобус, вы же всех нас знаете, мы едем в гостиницу после спектакля...

А они:

— Именно потому, что хорошо вас знаем и любим, и не пропустим. Там недалеко уже шесть машин в кювет съехали, два трупа. Вам туда надо?

Мы решили заночевать в Невинномысске. Звоним в единственную гостиницу города, а она забита делегатами какой-то конференции. Осталось только два крошечных одноместных номера. Но нас — артистов и техперсонала — 12 человек! Местные подсказали, что в городе еще есть Дом колхозника. Приезжаем, а там как раз затеяли ремонт, начали с замены окон. Новые вставили, но рамы еще не запенили. Из-за сквозняка в номерах стоит собачий холод. Обогревателей нет, лишних одеял тоже. Пришлось спать в верхней одежде, я только сапоги сняла. Но все равно было холодно. Я укрылась не только одеялом, но и матрасом, который взяла с другой кровати...

На фестивале «Орленок». Фото: Борис Кремер/photoxpress.ru/19-й всероссийский фестиваль визуальных искусств. ВДЦ «Орленок»

Иногда гастрольная судьба забрасывает в совершенно невероятные места. Например, в прекрасный, очень красивый край Тыву. В его столицу Кызыл не всегда бывают прямые рейсы из Москвы. Из Абакана, например, на машине часов пять надо еще в горы подниматься — по трассе, на которой всего два или три населенных пункта. Когда по ней ехала, удивилась, что вдоль дороги там часто лежат покрышки. Сначала подумала: может, это такие отбойники? Решила уточнить у водителя, а он: «Это же Саяны и на трассе нет мобильной связи. Машин здесь совсем мало — за ночь может одна-две проехать. А зимой морозы бывают до пятидесяти градусов. Поэтому если с машиной что-то случается, водитель поджигает эту покрышку. Черный дым поднимается очень высоко, его замечают в Кызыле и выезжают спасать человека». От этих слов мне стало не по себе...

В общем, про гастрольную жизнь могу рассказывать долго. Вот совсем недавно с мужем (актером Юрием Беляевым. — Прим. ред.) поехали с творческим вечером на БАМ, с нами еще Оля Красько была. Встретившая нас женщина говорит: «В наш поселок, после того как закончили строить магистраль, артисты больше никогда не приезжали — вы первые за сорок лет...» Мы растрогались от таких слов. Приходим в клуб, где должен был состояться концерт, а там аншлаг, собралось все местное население. Начали гримироваться, и я поинтересовалась:

— А где здесь туалет?

— В соседнем здании — в администрации поселка.

Благодаря гастролям я уже привыкла и к «удобствам» на улице, и к тому, что туалет может быть один для актеров и для зрителей. Уточняю:

— Соседнее это далеко?

— Нет, совсем рядом...

Выхожу, а до «соседнего» здания минут пять идти. И асфальта на дороге нет никакого — грязища, а по ней мостки проложены. Ну я по этим мосткам и пошла. Хорошо, что в концертные туфли еще не переобулась. А Юра был при полном параде...

С первым мужем Сергеем Кулишенко и сыновьями Иваном и Александром. Фото: 7 Дней

— Да уж, непростое это дело — гастроли...

— Зато увидела такие места, куда не всем удается попасть. Например, побывала на стыке трех границ — России, Китая и Северной Кореи! А еще нас так тепло принимают люди. Как они счастливы увидеть артистов, которых до этого видели только на телеэкране! Иногда минут по десять после спектакля звучат аплодисменты. А порой женщины со слезами на глазах подходят к сцене, снимают с себя колечки и протягивают со словами: «Огромное вам спасибо!» Я пытаюсь отказываться. А они настаивают: «Возьмите, мы вас умоляем». Вижу, что все это от чистого сердца, и беру. Но потом эти подарки всегда отношу в храм.

И еще часто дарят цветы. С одной стороны — приятно. Но «по маршруту» букеты с собой не повезешь, приходится их передаривать горничным в гостинице. Поэтому в одном интервью я сказала: «Любимые мои зрители, я понимаю, что дарить цветы артистам это давняя театральная традиция. Но мы после спектакля едем не к себе домой. Лучше на память о вашем городе подарите баночку меда, варенье, орешки: я довезу их до Москвы и буду вас потом вспоминать...» Проходит месяца два, и мне звонит моя подруга Маша Порошина:

— Заезжай ко мне, тут для тебя передали варенье.

— Какое варенье?!

— Я отыграла спектакль, на сцену вышла женщина с двумя пакетиками и сказала: «Вот домашнее варенье. Баночка вам, а другая — для Тани Абрамовой».

Оказывается, зрительница прочитала то мое интервью. Так что теперь обычно получаю «правильные» подарки.

Фото: Persona Stars

— Какие спектакли сейчас играете?

— У меня с Юрой есть постановка «на двоих» — «Не торопитесь прощаться». Нам давно говорили, что было бы хорошо, если мы работали бы в одном спектакле. Но найти подходящий материал оказалось сложно. Комедии с участием только двух человек крайне редкая история, должен быть особый талант, чтобы выстроить такую драматургию. У некоторых западных авторов такие пьесы-дуэты есть, но они зачастую устарели. В 60-е, 70-е, 80-е годы истории были актуальны, а сейчас уже неинтересны, потеряли свой смысл. По-этому пришлось написать пьесу самой — про наше время, про нашу жизнь. В качестве фабулы взяла прекрасную пьесу «Старомодная комедия» замечательного драматурга Арбузова, которую приблизила к современным реалиям, тем, которые волнуют сегодняшнего зрителя. Конечно, свою фамилию на афишу я не поставила.

Писала пьесу месяца четыре. Продюсер Женя Зайцев, у которого я еще занята в спектакле «Идеальная жена», в этот период даже просил у организаторов гастролей отдельную гримерку для артистки Абрамовой. В «Идеальной жене» моей героини нет в первом акте, и я, загримировавшись и надев нужный костюм, могла спокойно сидеть и работать над текстом. В нем, кстати, и какие-то наши с Юрой биографические моменты мелькают...

— На репетициях с мужем ссорились?

— Ссориться — нет. А вот спорили немало, как и с нашим замечательным режиссером Дмитрием Петрунем. Репетиции для этого и существуют, чтобы искать, находить, отметать и снова искать.

— А дома с супругом пьесу репетировали?

— Я никогда дома не репетирую, никогда не открываю текст роли. Вышла из театра или со съемочной площадки — и все, моя работа артисткой на этом закончилась. У меня же муж, двое сыновей, родственники, дом, все это постоянно требует моего внимания. Работать надо на работе, а дома надо заниматься другими делами.

Фото: Юрий Феклистов/7 Дней

— «Идеальная жена», о которой вы упомянули, — это же спектакль-долгожитель!

— Да, мы его играем более десяти лет! И, кстати, Дмитрий Петрунь (он и этот спектакль поставил) в свое время тоже переписал «первоисточник» — пьесу Марка Камолетти, чтобы приблизить сюжет к сегодняшнему дню. В «Идеальной жене» я играла со своей подругой Машей Порошиной, с которой мы знакомы около тридцати лет! Подружились на съемках сериала «Всегда говори «всегда». У нас даже дети рождались по очереди: сначала у меня, через год у нее, потом опять у меня, через пару лет у нее. Дети еще больше нас сблизили, иногда мы отдыхаем все вместе.

Это «густонаселенный» антрепризный спектакль — целых семь человек на сцене. Составов несколько, и все мы сплотились за эти годы: Андрей Кайков, Сережа Дорогов, Петя Красилов, Люба Тихомирова, Игорь Письменный, Илья Древнов. Кайков, Дорогов и я — любители экскурсий, все время на гастролях в свободное время куда-то мчимся.

Однажды зимой были в Симферополе. И Андрюша Кайков предложил нам с Дороговым поехать в Красную пещеру. Встали утром пораньше, сели в такси. Приезжаем, а за несколько километров до пещеры дорога перекрыта шлагбаумом — видимо, потому, что не сезон и туристов совсем мало. Но разве это нас остановит?! И мы пошли в гору. По пути видим указатель-стрелочку «Водопад». Я говорю: «Зимой водопад — это очень красиво! Надо обязательно посмотреть». Свернули с проторенной туристами дороги и пошли к водопаду. А это там невероятная красота: льды только начали оттаивать! Мы наделали много фотографий. И тут наш тихий друг Сергей Дорогов говорит: «Давайте не возвращаться на тропу. Вон же указатель «Красная пещера». Вообще-то он у нас не заводила. Сережа — это человек-энциклопедия: очень начитанный, много чего может рассказать. А еще он стихи пишет! Но тут вдруг решил повести нашу группу по горной тропе!

Со старшим сыном Иваном в сериале «Всегда говори «всегда», 2004 год. Фото: из архива Т. Абрамовой

А она, оказывается, была рассчитана на летнее время, когда нет снега и гололеда. В общем, пришлось идти по обледенелой узкой тропочке шириной сантиметров двадцать, которая обвивала отвесную скалу! Шли, цепляясь за растения, которые пробивались на камнях. Ноги дрожат, скользят: я же в сапогах на высокой танкетке, парни — в демисезонных ботиночках на тонкой подошве. Чудом дошли до пещер по этой «Тропе Дорогова», а они закрыты — не сезон! Но мы смогли уговорить работников, чтобы нам дали экскурсовода. Он включил дизель, чтобы в пещерах было светло, и показал нам всю тамошнюю красоту. В общем, не зря мучились. Правда, на следующий день у всех троих очень болели руки и ноги...

А Андрюша Кайков — знаток живописи, всегда знает, в каком городе какие картины в местном музее стоит посмотреть. Ну а я много могу рассказать про монастыри...

— Татьяна, ваша жизнь — это сплошная дорога. Вы всегда были такой легкой на подъем?

— И легкой на подъем, и самостоятельной. В четыре года уже ходила в магазин за хлебом. А когда стала чуть постарше, одна летала к бабушке из Нижневартовска в Тюмень. Раньше с этим было просто. Мне покупали билет, в аэропорту мама подходила к внушающему доверие человеку и просила: «Скажите, пожалуйста, на посадке, что ребенок — с вами. А в Тюмени ее бабушка встретит». И я, дошкольница, летела одна. А первый раз оказалась в самолете, когда мне была неделя от роду: мы жили в Нижневартовске, но рожать мама решила в Тюмени...

Мой отец был энергетиком, подключал буровые вышки. А мама — педагог. Но когда родила мою сестру Лену (она старше меня на четыре года), сменила профессию и пошла работать в нефтяной трест. Наша семья жила в городе, который строился на наших глазах (город Нижневартовск старше меня всего на четыре года). Сначала буровики обитали в деревянных домиках-балках, а потом появились пятиэтажки, в которой нам дали «трешку», — по тем временам мы жили шикарно. Одно из самых ярких воспоминаний детства — это когда мы с папой ходили смотреть, как идут льды. Нижневартовск стоит на Оби, и из одного окна ее было видно. И в апреле по утрам я первым делом начинала смотреть в окно: начался ли ледоход?

Это же такое величественное зрелище, когда лед идет: гул стоит дикий, течение очень быстрое, с огромной скоростью несутся огромные глыбы, некоторые прибивало к берегу, а они толщиной в метр и больше! Если я видела, что «процесс идет», тут же звонила папе: «Ура! Льды пошли» И после работы мы с ним шли на берег Оби. Когда мне было 10 лет, наша семья уехала из Нижневартовска в Тюмень.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историй
Змеиный характер Змеиный характер

Стопе повезло: она остановилась в каких-то двадцати сантиметрах от головы змеи

Наука и жизнь
Ирина Мирошниченко: Ирина Мирошниченко:

Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов

Коллекция. Караван историй
Фарт инженера Павлуцкого Фарт инженера Павлуцкого

В местах этих на долю человека выпадет немало испытаний

Наука и жизнь
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Разработано первое приложение для обмена сообщениями под водой Разработано первое приложение для обмена сообщениями под водой

Ученые разработали приложение для смартфона для передачи сообщений под водой

ТехИнсайдер
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Будем цифросексуалами? Будем цифросексуалами?

Как изменятся наши отношения?

Psychologies
Неприметный шедевр Неприметный шедевр

Именно к этому полотну посетители Лувра чаще всего поворачиваются спиной

Дилетант
«Не то башня, не то труба»: почему реставрация дома Мельникова затянулась на 16 лет «Не то башня, не то труба»: почему реставрация дома Мельникова затянулась на 16 лет

Долгая история создания музея Константина и Виктора Мельниковых

Forbes
Анастасия Меньшикова. Своя дорога Анастасия Меньшикова. Своя дорога

История жизни жены Олега Меньшикова

Караван историй
«Еврейка, которая шпионила против фашистов»: отрывок из биографии Урсулы Кучински «Еврейка, которая шпионила против фашистов»: отрывок из биографии Урсулы Кучински

Отрывок из книги «Агент Соня. Любовница, мать, шпионка, боец»

Forbes
Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
«Слежка за бывшими приводит к зависимости»: как заняться своей жизнью «Слежка за бывшими приводит к зависимости»: как заняться своей жизнью

Как появляется зависимость от слежки за бывшим партнером?

Psychologies
Как сегодня выглядит блондинка Габриэль из любимого сериала 90-х Как сегодня выглядит блондинка Габриэль из любимого сериала 90-х

Как сложилась жизнь "Габриэль" Рене О`Коннор?

VOICE
В 6000-летнем захоронении обнаружили сотни сверкающих кристаллов В 6000-летнем захоронении обнаружили сотни сверкающих кристаллов

Дюди эпохи неолита использовали кварц для украшения могил в западной Англии

ТехИнсайдер
«Тошнит от школы». Почему дети болеют перед контрольными «Тошнит от школы». Почему дети болеют перед контрольными

О том, как на самом деле взаимодействует психическое и телесное

СНОБ
Зачем Приштина усиливает давление на Белград Зачем Приштина усиливает давление на Белград

Приштина нацелена окончательно решить косовский вопрос в свою пользу

Эксперт
Маргарита Терехова. Убегающая в темноту Маргарита Терехова. Убегающая в темноту

Сноб размышляет о судьбе актрисы Маргариты Тереховой

СНОБ
Папины принцессы: чем живут и как выглядят скрытные дочери мировых политиков Папины принцессы: чем живут и как выглядят скрытные дочери мировых политиков

Теперь в башнях прячут наследниц современных политиков

VOICE
Как перестать пускать деньги на ветер: 4 работающих совета Как перестать пускать деньги на ветер: 4 работающих совета

Если постараться, перевоспитать можно даже отъявленного транжиру!

VOICE
Почему черные дыры по праву зовутся самыми опасными объектами во Вселенной Почему черные дыры по праву зовутся самыми опасными объектами во Вселенной

Черные дыры — нарушение законов физики, чудовищная гравитация и зверский аппетит

ТехИнсайдер
3 современные российские книги о детско-родительской травме 3 современные российские книги о детско-родительской травме

Бибилиотерапия, которая поможет осмыслить детско-родительские травмы

Psychologies
«Смотришь на эти вывески, и они честно заявляют — стало хуже». Что не так с ребрендингом западных компаний, попавших в руки российских бизнесменов «Смотришь на эти вывески, и они честно заявляют — стало хуже». Что не так с ребрендингом западных компаний, попавших в руки российских бизнесменов

Почему правильный ребрендинг — это важно? И почему он не у всех получается?

Inc.
Как покупать винил: для чайников и продвинутых Как покупать винил: для чайников и продвинутых

Где и как приобретать пластинки в России, как не купить ерунду?

Maxim
Конструктивное решение: 8 лучших книг о советской архитектуре Конструктивное решение: 8 лучших книг о советской архитектуре

Лучшие путеводители и справочники об архитектуре времен СССР

Forbes
Рагим Джафаров: «Марк и Эзра. 2.0». Отрывок из романа Рагим Джафаров: «Марк и Эзра. 2.0». Отрывок из романа

Отрывок из фантастического и остросюжетного романа «Марк и Эзра. 2.0»

СНОБ
Почему сила воли бесполезна в борьбе с вредными привычками Почему сила воли бесполезна в борьбе с вредными привычками

Сильная воля хороша только для краткосрочных целей

Psychologies
Обезболивающие препараты могут усугубить болезнь: новые доказательства Обезболивающие препараты могут усугубить болезнь: новые доказательства

Снимая воспаление, эти лекарства провоцируют превращение боли в хроническую

Psychologies
Палеогенетики впервые прочитали ДНК из древнеегипетских каноп Палеогенетики впервые прочитали ДНК из древнеегипетских каноп

Отсеквенировали ДНК из образцов, извлеченных из древнеегипетских каноп

N+1
Открыть в приложении