Что такое ВУТ, для чего он служит, принципы работы, устройство
Эффективность тормозов зависит от усилителя ничуть не меньше, чем от самих суппортов и дисков. В нюансах устройства и работы «вакуумника» разбирается Autonews.ru
Что такое ВУТ
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) — это узел, служащий для многократного увеличения давления тормозной жидкости в магистралях во время нажатия на педаль тормоза. Это необходимо для комфортной и безопасной работы водителя, которому не приходится при каждом торможении продавливать педаль «от бедра». Без вакуумного усилителя требуемое для адекватного замедления усилие на педали возрастает в несколько раз и достигает 50-100 кг при экстренном торможении.
Устройство вакуумного усилителя тормозов
Внешне ВУТ представляет собой округлый герметичный корпус в виде приложенных друг к другу ободками тарелок с выходящими с двух сторон штоками. Со стороны моторного отсека шток соединен с главным тормозным цилиндром (ГТЦ), а со стороны салона — непосредственно с педалью тормоза. Штоки внутри корпуса связаны друг с другом посредством нескольких промежуточных деталей, которые и составляют основу ВУТ. В упрощенном виде основные среди этих деталей (помимо штоков): диафрагма между двумя камерами, следящий клапан и возвратные пружины.
Как работает вакуумный усилитель тормозов
Выше для общего понимания приведена иллюстрация с внутренним устройством вакуумного усилителя. Однако даже с подписями, и даже на более детализированных схемах, без разбора узла, или хотя бы просмотра нескольких анимационных роликов, понять принцип работы ВУТ в подробностях крайне затруднительно. Несмотря на простую внешнюю форму, узел обладает сложной конструкцией. Один только подвижный следящий клапан перемещается внутри корпуса на двух пружинах и имеет несколько уплотнительных элементов, а также переменную связь с двумя воздушными каналами. Тем не менее, попробуем описать принцип работы вакуумного усилителя простыми словами.
- При нажатии тормоза в корпус вакуумного усилителя вдавливается соединенный с педалью шток (выше подписан как толкатель).
- Шток, в свою очередь, перемещает следящий клапан. Клапан, двигаясь к центру ВУТа, перекрывает канал сообщения между камерами и параллельно открывает доступ воздуху к одной из них — атмосферной (подписана как задняя).
Атмосферный воздух проходит в усилитель прямо из салона, в районе уплотнительной «гармошки», которую всегда можно увидеть вокруг штока педали.