Что такое слепые прослушивания и помогают ли они бороться с дискриминацией
В 1970-е годы американские оркестры начали практиковать слепые прослушивания. Кандидаты выступали за ширмой — так, чтобы члены комиссии делали выбор непредвзято. Некоторые исследования показывают, что это помогло решить проблему гендерной дискриминации. Но у подобного формата отбора есть и свои недостатки
В 1970-е годы в США в крупных оркестрах изменили процесс отбора музыкантов. Согласно новым правилам, во время кастинга им нельзя было пользоваться духами, говорить, кашлять, а женщин просили не надевать каблуки.
Дело в том, что до середины XX века большинство музыкантов попадали в коллектив с подачи руководителей, которые делали выбор преимущественно среди своих учеников. Из-за этого, например, в оркестрах практически не было женщин. В 1970-е–1980-е отбор в оркестры стал более прозрачным и демократичным. Информацию о вакансиях начали публиковать в открытых источниках. Комитеты по прослушиванию были реорганизованы, и помимо дирижеров и руководителей секций в их состав начали входить и другие члены коллектива. Правда, все это не гарантировало полной беспристрастности: у тех, кто проводил отбор, часто бывали фавориты, которым они и отдавали предпочтение. Чтобы снизить влияние личных предпочтений и предубеждений, появились слепые прослушивания. Кандидаты выступали за ширмой, а запрет на духи и каблуки был нужен для того, чтобы скрыть гендерную принадлежность кандидатов.
Работают ли слепые отборы
Американские экономисты Клаудия Голдин и Сесилия Роуз решили выяснить, стали ли женщины благодаря такому формату кастингов чаще попадать в музыкальные коллективы. В их выборку попали восемь известных оркестров, включая так называемую «большую пятерку»: Бостонский симфонический, Чикагский симфонический, Кливлендский, Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский оркестры.
В своей нашумевшей работе Orchestrating Impartiality: The Impact of ‘Blind’ Auditions on Female Musicians исследовательницы проанализировали записи прослушиваний, которые проводились с конца 1950-х по 1995 год. Часть из них проводились вслепую — как правило, полуфинальные раунды. И сравнили с окончательными списками участников оркестров. В статье говорится, что до 1980-х годов ни в одном из перечисленных пяти оркестров доля женщин не превышала 12%. Потом их количество начало планомерно расти. К примеру, в Нью-Йоркском филармоническом оркестре доля женщин стала увеличиваться в начале 1970-х годов, а к моменту публикации исследования в начале 2000-х уже составляла 35%. Это высокий показатель, особенно учитывая тот факт, что для музыкальных коллективов характерна относительно низкая текучка кадров.