«Не хочу провести жизнь за компом»: белоруска уволилась из Google, чтобы путешествовать «дикарём»
Виктории Пилинко 30 лет, семь из них она проработала в Google. А в январе 2022-го уволилась, чтобы с одним рюкзаком отправиться в путешествие по Южной Америке, Центральной Азии и Ближнему Востоку. О её опыте с девушкой поговорило издание Bubble.
Три года Виктория Пилинко занималась поддержкой крупных клиентов в польском офисе Google и маркет девелопментом. А затем ещё четыре года работала в HR-департаменте сингапурского офиса компании.
В январе 2022 года белоруска написала заявление на увольнение, чтобы с одним рюкзаком отправиться в соло-путешествие по Южной Америке, Центральной Азии и Ближнему Востоку. Всего за год она посетила 20 стран, а в общей сумме в её копилке их 90. Каково это — выдержать все этапы собеседований и получить первую full time работу сразу в Google, а затем осмелиться оставить её и все привилегии ради мечты о большом путешествии дикарём.
«После окончания универа год путешествовала автостопом и думала, чем заниматься дальше»
— В 18 лет я уехала из Беларуси, поступив в Stockholm School of Economics в Риге. Там я получила степень бакалавра экономики и бизнеса в довольно хорошей по европейским рейтингам школе, но чувствовала, что не хочу заниматься финансами или банкингом. У меня было несколько проектов в консалтинге на part time, но я не спешила подаваться на первую попавшуюся full time работу, а взяла паузу. Почти год после окончания университета путешествовала автостопом и думала, чем заниматься дальше.
Во время трипа в Барселону я встретилась со своим другом, который на тот момент работал в Airbnb. А я незадолго до этого подавалась к ним на вакансию, так как уже тогда мне была близка тема путешествий. Но они не спонсировали визу и, в общем, ничего не вышло.
И тут во время встречи мой друг между делом говорит: «У меня есть знакомый в Google, они сейчас как раз нанимают русскоязычную команду, хочешь, он тебя зареферит (сведёт с рекрутером — vc.ru)?». Я решила попробовать, хотя никогда не мечтала о работе именно в этой компании.
«Работа в Google стала моей первой работой на full time»
В итоге успешно прошла все раунды интервью, их было, кажется, шесть, и получила свою первую full time работу в 2015 году. Я не могу сказать, что на каком-то из этапов мне задавали супернеожиданные вопросы.
Первый представлял собой screening interview по телефону с HR. Во время звонка HR убеждается, что ты подходишь по профилю и правильно понимаешь, куда вообще подаешься и что из себя представляет вакансия.
На втором и третьем этапах началось тестирование по рубрикам, их было всего четыре: googliness, role-realted knowledge, analytical skills и leadership. В рамках каждой из рубрик мне задавали open-ended вопросы, и все это было по телефону.
Надо понимать, что в таких компаниях вопросы формулируются довольно обтекаемо, а вот отвечать на них надо чётко, структурированно, с конкретными данными и примерами. Мне кажется, мы не привыкли отвечать таким образом, но на собеседовании в Google лить воду точно не получится.
Причём надо быть готовым, что к тебе всегда возникнут дополнительные вопросы — они любят копать вглубь, чтобы понять, чем именно ты помог тому или иному проекту или как конкретно ты поступишь в описанном кейсе — желательно по пунктам A, B и C.
После телефонных собеседований я приехала в офис, где меня ожидало четыре личных интервью за один день (насколько я знаю, сейчас все этапы уже проводятся в режиме онлайн). Там меня также собеседовали по рубрикам как менеджеры моей команды, так и других. Помимо проверки soft skills, они обращали большое внимание на аналитические способности. К примеру, мне описывали некую гипотетическую ситуацию или проблему, а я должна была предложить своё решение с приведением конкертных данных. Иногда нужно быстро что-то посчитать, прикинуть или заэстимейтить (предположить).
Также менеджеры оценивают role-related (отраслевые) знания и твоё понимание рынка или продукта, с которым непосредственно собираешься работать. Я подавалась на роль, где главным продуктом был Google Ads. Поэтому мне было важно иметь представление, что это за продукт, как его можно улучшить или запитчить какому-то бизнесу.
В итоге я попала в команду, которая формировалась в польском офисе во Вроцлаве. Моя позиция была довольно начального уровня и звучала как customer support associate. В принципе, вся команда состояла из вчерашних выпускников университетов. В нашу команду вошли ребята из Беларуси, Украины, России, Казахстана, Азербайджана, но у всех без исключения был опыт учёбы либо работы за границей.
Есть такой стереотип, что люди из нашего региона часто заваливают собесы в Google из-за культурного кода. Я не могу утверждать, что, отучившись в белорусском университете, ты никогда не сможешь попасть в Google. Но шансы наверняка будут меньше просто потому, что компания особенно ценит сотрудников, у которых ранее был опыт работы в мультикультурных командах. Причём тут речь даже не о том, какой у тебя английский, никто не будет тестировать твои знания грамматики, хотя английский, конечно, должен быть ок. Речь про умение оперировать в международном комьюнити.
«Когда в 23 года ты попадаешь в такую компанию, конечно, случается вау-эффект»
Понятно, что, когда ты попадаешь в компанию такого уровня, у тебя случается вау-эффект. Особенно если тебе 23 года. Мой старт в Google пришелся на 2015 год, когда все ИТ-компании были на гребне волны и позволяли себе шиковать.
Первый месяц нуглеры (новые сотрудники Google) вообще не работали. Мы отправились на тренинг в главный европейский офис в Дублине. Знакомились с культурой компании и спецификой конкретно своей работы. Конечно, всё — от проживания до питания — было за счёт компании и, в общем-то, напоминало университетский период, а-ля учеба по обмену, только ты работаешь в Google.
Я была очень впечатлена тем, насколько компания готова вкладываться в сотрудников материально и ресурсно. Вдохновляло и то, насколько разные люди, с разными интересами и passions собраны в одном месте. Я понимала, что здесь есть огромное поле для личностного и профессионального роста, даже за рамками моих основных обязанностей.
Наша русскоязычная команда занимались поддержкой крупных клиентов по всей рекламной экосистеме Google и маркет девелопментом. Конкретно я специализировалась на рынках Беларуси и Казахстана.
Мы пилили образовательные программы, так или иначе связанные с рекламными продуктами компании. Например, я курировала программу The Graduate, которая была нацелена на обучение студентов навыкам digital marketing. После серии вебинаров мы коннектили студентов с digital-агентствами в Беларуси и Казахстане, которым нужны были квалифицированные специалисты.
Наш бизнес-интерес состоял в развитии локальной рекламной экосистемы и выводе её на более высокий уровень. А мне лично очень нравилось заниматься темой образования и гонять в бизнес-трипы. После The Graduate я реализовала еще одну программу для женщин-менеджеров в бизнесе. Там уже был более широкий фокус, не только про digital marketing.
Надо понимать, что Google — это компания, в которой все меняется очень быстро. Сегодня ты занимаешься одним, завтра — другим. Все зависит от приоритетов, видения топ-менеджмента в Штатах. И ты должен быть к этому готов.