Что рождается в спорах: пятиминутный путеводитель по главным грибам в истории
Грибы — это не просто один из любимых ингредиентов рестораторов или всадники Апокалипсиса из The Last of Us, а организмы, не раз менявшие ход истории. Рассказываем про самые важные из них.
Saccharomyces cerevisiae (дрожжи пекарские)
Пожалуй, главный гриб, который привел человеческую цивилизацию в ту точку, в которой она сейчас находится. Дрожжи — одни из самых древних «одомашненных» организмов: их издревле использовали для изготовления хлеба и варки пива, археологи находили жернова и пекарни еще в древнеегипетских городах, а изображения пивоваров датируются аж шестым тысячелетием до нашей эры.
Справедливости ради, стоит заметить, что вообще дрожжи — очень большая группа организмов, объединяющая много видов из разных таксонов, выполняющих определенные функции: за пивоварение, виноделие, хлебную закваску и другие виды ферментации отвечают конкретные штаммы. Человек использовал дикие дрожжи и выводил новые постоянной селекцией. Дрожжи были среди первых организмов, которые в 1680 году разглядел в микроскоп Антони ван Левенгук, а потом Луи Пастер благодаря этим грибам смог доказать, что брожение — биологический процесс, а не просто химическая реакция.
Но человек не был бы человеком, если бы не обратил полезный и важный продукт против ближнего своего. Во время Первой мировой войны дрожжи приспособили для производства взрывчатки: они ферментировали нитраты, фосфаты и сахарозу, создавая нитроглицерин. Но самое странное, что существует в массовой культуре на тему дрожжей, — это многочисленные теории заговоров, в которых безобидные грибы объявляют биологическим оружием. Впрочем, конспирологические аргументы дрожжефобов не выдерживают проверку восемью тысячелетиями совместной истории человека и славных одноклеточных организмов.
Penicillium chrysogenum (пеницилл золотистый)
Снова заглянем в древнюю историю человечества. Еще тысячелетия назад египтяне, греки, индусы и китайцы использовали плесень для заживления ран: покрытые зеленоватым пушком хлебные корки прикладывали к гнойникам, останавливая воспаление. Но только в конце XIX века за зеленую плесень взялись всерьез: в 1897 году французский военный врач Эрнест Дюшен заметил, что арабские конюхи использовали плесень с седел, чтобы обрабатывать раны на спинах лошадей.