Модный ресейл: как заработать на перепродаже одежды и аксессуаров
Разбираемся вместе с экспертами, можно ли в мире быстрой моды, громких коллабораций и растущего интереса к винтажу заработать на перепродаже вещей, что стоит купить прямо сейчас и причем здесь индекс одной носки
Что происходит на рынке ресейла — в России и в мире
Каждый год компания ThredUp — стартап, запустившийся в 2009 году и стремящийся заработать на продаже подержанных вещей, — публикует годовой отчет, посвященный рынку ресейла. Реальность оправдывает даже самые оптимистичные прогнозы: рост в 2022 году составил 28% (и если продолжится такими же высокими темпами, то к 2027 году объем глобального рынка достигнет $351 млрд). Причем, в числе популярных категорий на первых позициях — не сумки и другие аксессуары, а повседневная одежда.
Любопытно, что ресейл формирует новые покупательские привычки: как выяснила аналитическая компания GlobalData, 82% представителей поколения Z (родившиеся в 1997–2012 годы) перед покупкой новой вещи задумываются о том, сколько она будет стоить на рынке ресейла.
Для российского рынка год тоже начался весьма оптимистично — число желающих как продавать, так и покупать вещи на ресейле растет. «Потребление люкса не останавливается: выезжая на шопинг за границу или заказывая вещи у частных байеров, клиенты легче принимают решение о покупке, зная, что впоследствии они смогут перепродать эту вещь на ресейле, — рассказывает Екатерина Ромашко, бренд-директор ресейл-сервиса Second Friend Store. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые пять месяцев 2023-го количество выставляемых на продажу вещей на нашей платформе выросло на 35%, а продажи — на 36%».
Положительную статистику подтверждает и мультисервисная платформа Oskelly: трафик увеличился на 34%, продажи — на 46%, а количество новых продавцов — на 10%. Одна из основных причин покупок на ресейле — стремление сэкономить: приобретение одежды и аксессуаров на ресейл-платформах намного выгоднее, чем в ретейле, где цены значительно выросли. Другой вопрос — обладает ли одежда инвестиционной привлекательностью и можно ли в перспективе заработать на перепродаже вещей.
Индекс одной носки
Нередко модные издания пишут о вещах-инвестициях в гардероб — но исключительно в метафорическом смысле. «Это другой вид инвестиций, — поясняет Анна Петросян, руководитель отдела коммьюнити-маркетинга Oskelly. — Когда мы говорим про тренч Burberry, мы не имеем в виду, что его обязательно нужно будет потом продать намного дороже. «Вечные» инвестиции скорее о том, что такие лоты можно долго носить, они становятся базой гардероба и не выходят из моды, позволяя не тратиться на вещи, которые в следующем сезоне уже не будут трендовыми. Такие вещи качественные и износостойкие, их буквально можно передавать от поколения к поколению — это инвестиция в вечную классику, которая предохранит вас от лишних трат на ближайшие лет десять».
Если рассматривать инвестиции в одежду под таким углом, то, чтобы понять, оправдает себя покупка или нет, Анна Петросян советует обратиться к индексу одной носки (CPW, cost per wear): поделить стоимость вещи на то количество раз, которое вы планируете ее надеть. «Возьмем классический тренч Burberry стоимостью 70 тыс. руб. Понимая, что это универсальная модель, считаем, что дней 700 мы точно его поносим. Делим 70 тыс. на 700, получаем 100 — это и есть индекс одной носки или стоимость одного выхода в тренче, — поясняет Петросян. — Для сравнения, мы можем купить тренч в масс-маркете за 15 тыс. руб. и надеть его 15 раз, потом он разносится, разонравится или станет неактуальным. В таком случае, в моменте покупки мы сэкономили, а вот в долгосрочной перспективе наоборот, ведь индекс одной носки получился 1000. Поэтому купить «вечную» вещь с более высоким ценником оказывается намного выгоднее, а купить выгодно — это уже грамотная инвестиция».
Аргумент весомый, но все же вернемся к основному значению слова «инвестиция» — когда сначала нужно во что-то вложить деньги, а потом получить еще больше, и разберемся, как правильно выбирать вещи, которые можно рассматривать как инвестиции.
Первое правило. Лимитированные коллекции
Одно из главных правил инвестиций в сфере моды: чем меньше единиц выпуска, тем больше вероятность, что вещь в дальнейшем станет эксклюзивной и вырастет в цене. Это могут быть дропы популярных брендов, коллаборации с художниками и культовыми дизайнерами. Но и здесь не без подвоха. «Успех лимитки на рынке ресейла во многом зависит от легенды и маркетингового успеха запуска, — комментирует Анна Петросян. — Это может быть суперлимитка, но если бренд не выстроил вокруг нее достойную легенду, не дал этой вещи историю, не объяснил, в чем ее уникальность и почему она должна быть объектом желания, она просто потеряется в череде других лимитированных лотов и спроса на нее не будет. Когда бренд хорошо вкладывается в маркетинг, в историю, придает значимость этой вещи, за таким лотом будет погоня уже на момент запуска, не говоря уже о годах спустя».
К примеру, всегда успешно продаются сумки из коллаборации Louis Vuitton с Takashi Murakami или Яеи Кусамой. Кроме того, при каждом перезапуске коллаборации с Кусамой растет спрос на все предыдущие модели — получается, даже сумки из прошлых лимитированных коллекций вновь становятся популярными с определенной периодичностью.