Получилось ли у нас стать хорошими родителями?

Домашний ОчагМать и дитя

Людмила Петрановская: «Новое поколение получилось отличным»

Один из самых авторитетных российских психологов – о том, получилось ли у нас воспитать хороших детей, получилось ли у нас стать им хорошими родителями, и что такое благополучное детство сегодня.

Мой путь в психологии начался с многолетней работы в детском доме, где я близко познакомилась с детством очень неблагополучным. Когда имеешь дело с детьми, у которых все сложно, которые по тем или иным причинам были лишены полноценных отношений с родителями, то какие-то вещи высвечиваются очень крупно. Например, так высветилась для меня тема привязанности и ее важности между детьми и родителями. Эйнштейн как-то сказал, что рыба будет последней, кто обнаружит воду. И случится это только тогда, когда она останется без воды или когда вода испортится. Из благополучия вообще невозможно открыть привязанность, невозможно ее увидеть. Это как вода для рыбы, как воздух для нас: в обычных условиях невозможно об этом подумать как об объекте изучения. Но когда ты имеешь дело с проблемным детством, то дефицит привязанности и его последствия становятся выпуклыми. И, если бы я не работала с сиротством, я бы ничего не понимала про обычных детей.

Когда работаешь с сиротами, очень ярко видишь, что происходит с ребенком, когда он теряет близких, когда с ним плохо обращаются, когда он испытывает отвержение, когда он растет с мыслью, что он никому не нужен. Ты видишь, как бы через лупу, как это устроено, а потом начинаешь распознавать те же чувства и состояния и в более обычных ситуациях: как дети это переживают и как к этому адаптируются. Сколько на самом деле потерь, обид, отвержения содержит и самое обычное, «благополучное» детство. Хотя никто не хочет ничего плохого – просто так принято, так получается.

Сейчас переживания ребенка находятся в бóльшем фокусе, чем еще 10–15 лет назад. Это связано, конечно, с тем, что жизнь стала легче. Когда жизнь тяжелая, то все внимание на том, чтобы ребенок выжил, был здоров, накормлен и цел. И тогда хороший родитель – это тот, у которого ребенок выглядит не худым, не грязным, не больным. И на это направлены все усилия – на уход и заботу. Отсюда, кстати, и возникают эти претензии к детям: мы так вас любили, так старались, чтобы у вас была нормальная еда, нормальная одежда, теплый дом. Это все давалось непросто, на внимание к чувствам не хватало.

Когда становится легче жить, внимание переключается на развитие. Не просто детей обуть, но еще и обучить. Напихать в ребенка побольше, оснастить, как Терминатора, для будущих боев. Родители, которые прорвались через 90-е, сами чего-то добились через свое упорство, через преодоление трудностей, через бесконечное обучение всему с нуля – они и ребенка своего хотят снабдить как можно большим количеством опций, чтобы из него выстреливали в разные стороны знания, умения, навыки, таланты, способности, чтобы он мог плавать даже в серной кислоте. Дефицитарная картина мира сменилась конкурентной: всё уже есть, но недостаточно иметь базовые блага, а самого лучшего на всех не хватит. И твой ребенок должен не просто выжить, а занять повыше место в пирамиде.

И вот наступает новый этап, когда мы начинаем потихоньку оглядываться и себе говорить: зачем это постоянное достигательство, а жить когда? Радость, творчество, отношения – это когда?

Конечно, такие размышления мы себе можем позволить, когда у нас не стоит вопрос, будет ли завтра чем накормить детей. И когда не нужно лезть по головам наверх, чтобы не быть лохом и неудачником. Помните фильмы американские 80-х, с типичным сюжетом: герой – неудачник, лузер, но все-таки неплохой человек? Сейчас на Западе это уже никому не интересно, так не мыслят. И у нас уже тоже чувствуется другая волна. Родители все больше думают о том, чтобы ребенку было хорошо прямо сейчас. Не когда-нибудь, а чтобы прямо сейчас получать удовольствие от общения с ним, чтобы прямо сейчас ему было интересно, не обидно, не больно. У этого, конечно, тоже есть свои крайности.

Воспитали «снежинок»

Иногда мы начинаем удовлетворять не потребности ребенка, а его желания (а это разные вещи). Мы чувствуем сильную тревогу в ситуациях, когда ребенку что-то не нравится, когда он расстроен – для нас это непереносимо. Эти моменты мы воспринимаем через призму своего детского опыта, когда взрослым часто было плевать на наше недовольство: мало ли что ты не хочешь, чего боишься, чем ты расстроен. Мы не хотим так с детьми и поэтому часто очень трепетно относимся к любому расстройству ребенка, как к проблеме, которую ни в коем случае нельзя допускать. Мне кажется, это неизбежный этап.

Я видела много текстов, где с пренебрежением говорят, мол, вырастили «поколение снежинок», которые от любой неприятности падают в обморок. И правда, уязвимость сейчас нередко подчеркивается, поднимается как флаг. Но как по-другому? Понятно, что если ты всю жизнь ходил в латах (мы говорим в целом о социуме) и потом ты их снял, тебе будет сначала очень чувствительно. Все будет чувствоваться, каждое прикосновение, каждый ветерок. Но другого варианта нет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

0% жирности 0% жирности

Современные методы избавиться от лишнего жира на лице и теле

Добрые советы
Что такое неопреппи и почему вам стоит больше узнать о нем Что такое неопреппи и почему вам стоит больше узнать о нем

Стиль преппи – это своего рода самая безопасная гавань мира моды

GQ
25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины 25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины

Эта статья поможет тебе прожить чуть более счастливую и долгую жизнь

Maxim
8 фильмов о харрасменте и борьбе за права женщин 8 фильмов о харрасменте и борьбе за права женщин

Эти фильмы поднимают тему гендерного неравенства

РБК
6 способов защиты от болезни Альцгеймера 6 способов защиты от болезни Альцгеймера

Есть полезные привычки, которые помогут сохранить ясность ума

Psychologies
Дети поглощают миллионы частиц микропластика в день Дети поглощают миллионы частиц микропластика в день

Пластиковые бутылочки вредны для детей?

GQ
Дача-феникс Дача-феникс

Директор школы “Детали” Татьяна Рогова отстроила новый дом после пожара

AD
“Заткнул ребёнку рот носком”: кто такие “яжеотцы”? “Заткнул ребёнку рот носком”: кто такие “яжеотцы”?

Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, из чего сделаны “яжеотцы”

Cosmopolitan
С новым счастьем! С новым счастьем!

Психолог рассказывает, как научиться располагать к себе людей и стать счастливее

Лиза
Девочка с табличками Девочка с табличками

Как режиссер Натан Гроссман пытается рассказать историю Греты Тунберг

Weekend
Как объяснить паранормальные явления — от призраков до похищений пришельцами — с точки зрения науки и логики Как объяснить паранормальные явления — от призраков до похищений пришельцами — с точки зрения науки и логики

Почему мы верим в паранормальные явления?

Maxim
Фабрика «утюгов»: берегись ужасного тренда в Instagram Фабрика «утюгов»: берегись ужасного тренда в Instagram

Новый тренд на острый подбородок и скульптурные скулы может быть опасен

Cosmopolitan
Стриминги и песни-мемы: как (и почему) изменилась музыка за последние 10 лет Стриминги и песни-мемы: как (и почему) изменилась музыка за последние 10 лет

Какие новые механизмы продвижения и жанры в музыке подарила нам последняя декада

Esquire
Голубые сороки поделились едой с нуждающимися Голубые сороки поделились едой с нуждающимися

Распределение ресурсов между голубыми сороками зависит от пола птицы

N+1
«А затем вдруг меня что-то схватило»: отрывок из нового триллера Ю Несбё «А затем вдруг меня что-то схватило»: отрывок из нового триллера Ю Несбё

Отрывок из нового романа Ю Несбё — «Королевство»

Forbes
Знакомьтесь, Ксения Шойгу Знакомьтесь, Ксения Шойгу

Как дочь министра обороны меняет Кронштадт

Собака.ru
Антидепрессанты: да или нет? Антидепрессанты: да или нет?

Разбираем в деталях главное «оружие» против депрессии

Cosmopolitan
«Астрофизика. Троицкий вариант» «Астрофизика. Троицкий вариант»

Отрывок из сборника статей об астрофизике от Валерия Рубакова

N+1
Каким должно быть новое русское кино Каким должно быть новое русское кино

Сценаристы рассказывают, экранизации каких книг они ждут

GQ

Как Кира Найтли сделала себе имя в кино

Cosmopolitan
8 безумных деталей из кино, на которые никто почему-то не обращает внимание 8 безумных деталей из кино, на которые никто почему-то не обращает внимание

«Заметят или не заметят?» — наверняка думает режиссер каждый раз

Maxim
Занимательная физика Занимательная физика

Мечта всех родителей – обучающие игрушки

Популярная механика
Как зарабатывать миллионы рублей в год на тревожных горожанах: бизнес-план сервиса онлайн-психотерапии «Ясно» Как зарабатывать миллионы рублей в год на тревожных горожанах: бизнес-план сервиса онлайн-психотерапии «Ясно»

Бизнес-план сервиса онлайн-психотерапии «Ясно»

Forbes
Нобелевка по физике досталась трем ученым, изучающим черные дыры. Как Нобелевский комитет едва не проворонил одно из важнейших открытий? Нобелевка по физике досталась трем ученым, изучающим черные дыры. Как Нобелевский комитет едва не проворонил одно из важнейших открытий?

Почему Нобелевский комитет старается сделать работу над ошибками

Esquire
Моя терапия: «Я подозревала, что это депрессия» Моя терапия: «Я подозревала, что это депрессия»

История нашей читательницы о том, как она вернулась к «лучшей версии себя»

Psychologies
8 типичных ошибок умных людей 8 типичных ошибок умных людей

Почему умные люди совершают ошибки и как этого избежать

Psychologies
Любимые автомобили Снуп Догга Любимые автомобили Снуп Догга

Лоурайдеры, школьный автобус и трехколесный Бэтмобиль

GQ
Страх и ненависть в сети Страх и ненависть в сети

Как справиться с кибербуллингом

Лиза
Как заниматься спортом без вреда для здоровья: 5 правил Как заниматься спортом без вреда для здоровья: 5 правил

Какие тренировки разрушают здоровье, а какие помогают укрепить его?

РБК
Как перестать выживать в кризис и начать, наконец, жить Как перестать выживать в кризис и начать, наконец, жить

Как перестать сжиматься от тревоги в сложные времена?

Cosmopolitan
Открыть в приложении