«Черные считались язычниками»: история рабства, рассказанная бывшим невольником
В издательстве «Бомбора» выходит книга борца за права чернокожих Букера Вашингтона «Восставая из рабства. История свободы, рассказанная бывшим рабом», в которой он рассказывает о своем пути из рабов в политики. Forbes Life публикует главу из книги Вашингтона о первых невольниках в Америке и о переходе от рабства белых к рабству чернокожих людей.
Букер Вашингтон (1856–1915)— внебрачный сын чернокожей рабыни и неизвестного белого. Как и миллион других рабов, его ждала жизнь в лачуге без окон, где спят на полу, едят руками, а единственная одежда — грубая льняная рубашка, которая впивается в плоть как сотня булавок. После Гражданской войны мальчик получил свободу, работал на соляных приисках и учил грамоту по ночам.
Упорство помогло достичь невозможного: спустя несколько лет Вашингтон выступил с эпохальной речью о расовом и классовом мире на международной выставке в Атланте. И стал первым в истории Америки черным человеком, который говорит перед белой аудиторией.
Вашингтон основал Индустриальный педагогический институт для чернокожих и заручился поддержкой виднейших представителей белой элиты, среди которых был Джон Дэвисон Рокфеллер. О своем невероятном пути он рассказывает в книге «Восставая из рабства».
Во время недавнего визита в Балтимор, штат Мэриленд, волей случая в мои руки попала факсимильная копия старой балтиморской газеты Maryland Journal, первый номер которой вышел 20 августа 1773 года. В номере были опубликованы пара новостей и несколько объявлений, которые меня особенно заинтересовали. Одно из них выглядело примерно следующим образом:
Вознаграждение в 10 фунтов. 6 июля у владельца, проживающего в 8 милях от Джоппы, в округе Балтимор, пропал ирландский слуга по имени Оуэн Маккэрти. Приметы: возраст около 45 лет, рост — 5 футов 8 дюймов, смуглый цвет лица, длинные черные волосы с сединой, заметный синяк под правым глазом. Ушел в коротком коричневом пальто из дешевой ткани, с подкладкой из красной фланели и с металлическими пуговицами. Также на нем были брюки, заплатанные на коленях, белая рубашка, ношеные сапоги и старая фетровая шляпа. во время поражения Брэддока он был рабом в разных частях Америки и имеет хорошее представление о стране. Тот, кто обнаружит этого слугу и препроводит его к Александру Коуэну или Джону Клейтону, торговцам в Джоппе, или же передаст непосредственно владельцу, получит в качестве вознаграждения за труды и оплаты накладных расходов 5 фунтов, если это произойдет в пределах графства, а если за пределами — 10 фунтов. Барнард Рейли.
Подобно большинству я и не предполагал о существовании белых рабов. Долгое время в моем сознании слово «рабство» ассоциировалось исключительно с темным цветом кожи. В школе мы изучали, что много веков назад в Англии существовали белые невольники, и в других частях Европы рабство и крепостное право сохранялось очень долго. Помню, где-то я читал историю об отце Грегори, который, увидев красивых английских рабынь, выставленных на продажу в Риме, был настолько впечатлен их печальным положением, что решил выступить с публичным заявлением. Однако все эти события относятся к далекому прошлому. До тех пор, пока я не начал изучать этот вопрос, у меня не было ни малейшего представления о том, что в Америке когда-либо покупали и продавали кого-то, кроме индейцев и негров. Однако факт остается фактом: хотя темнокожие невольники были привезены в Джеймстаун всего через двенадцать лет после создания первого поселения, система белого рабства, предшествовавшая черному, существовала очень долго. Большинство работ на плантациях и в других местах сначала выполняли белые невольники, которых привозили из Англии и продавали на рынках наряду с другими товарами. Вот что историк Бэнкрофт пишет по этому поводу:
Условное рабство, по договорам или соглашениям, с самого начала существовало в Вирджинии. По отношению к своему хозяину слуга находился в положении должника, обязанного оплачивать право на жизнь путем полного предоставления своих сил на благо кредиторов. вскоре начались притеснения: людей, которые изначально стоили восемь фунтов, перепродавали уже по сорок, а иногда и по триста. Поставка белых слуг стала хорошим бизнесом, а группа людей, прозванных «демонами», обманывала студентов, слуг и бездельников, уговаривая их отправиться в Америку — страну всеобщего изобилия. Белые слуги превратились в предмет торговли. Их покупали в Англии и увозили в южные штаты, а в Вирджинии сбывали тому, кто больше заплатит. Наравне с темнокожими, их продавали с кораблей, словно лошадей на ярмарке. В 1672 году в колониях средняя цена на белых рабов составляла десять фунтов, тогда как темнокожий стоил двадцать или двадцать пять фунтов.