Нина Хрущёва vs Джеки Кеннеди
3 июня 1961 года почти весь номер «Нью-Йорк таймс» был посвящён грядущей встрече 35-го президента США Джона Кеннеди и советского лидера Никиты Хрущёва. Но встречались не только они, встречались и их жёны: Жаклин (Джеки) Кеннеди и Нина Хрущёва.
Нина Хрущёва, скромная супруга
Нина Петровна Кухарчук была рядом с Хрущёвым почти всю его жизнь. Они познакомились в окружной партшколе в Юзовке (современный Донецк). Хрущёв тогда был вдовцом, воспитывал двух детей. Потом — Москва, Киев, снова Москва. Нина Петровна работала на заводе, а в 1935 году сосредоточилась на воспитании детей.
Было бы неправильным представлять её тёмной, необразованной женщиной — она занималась партийной деятельностью, знала несколько языков (кроме русского, ещё украинский, польский, французский и английский). И ещё одна важная человеческая деталь: когда в 1943 году погиб на фронте Леонид, сын Хрущёва от первого брака, она удочерила дочь Леонида, Юлию.
Конечно, когда Хрущёв стал одним из «портретов», ей нужно было уйти в тень. В записках, которые нашла после смерти Нины Петровны её дочь Рада, был такой фрагмент: «Валерия Алексеевна Голубцова-Маленкова говорила о своей научной работе, за что была осуждена женщинами. В противовес ей молодая жена наркома высшего образования Кафтанова сказала, что будет делать всё, чтобы её мужу лучше работалось на новом ответственном посту, чем вызвала всеобщее одобрение». То есть социальная роль хорошей жены партийного работника состояла именно в этом — помогать мужу.
Но поездки за границу — на это ещё надо было решиться.
Сама по себе идея «первой леди» для СССР была довольна необычна. Конечно, по всей стране называли улицы, переулки, институты и школы в честь Надежды Константиновны Крупской, жены, друга и товарища Владимира Ленина. Но «первая леди» — это другое, Крупская была серьёзной политической фигурой сама по себе. О «первой леди» в сталинское время говорить не приходится. И вот пришла другая эпоха. Советский лидер Никита Хрущёв начал выезжать за границу. А такие визиты предполагали по протоколу и присутствие супруги.
Осенью 1959 года Хрущёву предстояло совершить исторический визит в США. Исторический не только для него — впервые советский руководитель взял с собой в поездку жену. В мемуарах Хрущёв признавался, что это было для него, да и для любого советского деятеля, в новинку: «С с обоймы тогда жён не брали. Во-первых, таково наследие сталинских времён: Сталин никуда не ездил и очень ревниво относился к тому, если кто-нибудь брал с собой жену. По-моему, только один раз Сталин приказал Микояну взять с собой жену при поездке в США. Во-вторых, такое считалось у нас не то роскошью, не то чем-то обывательским, но не деловым актом».