Черное море и горный воздух: где отдыхала российская богема в прошлом веке
Первые частные курорты появились на Южном берегу Крыма в начале XX века. Их сразу же заполонили представители интеллигенции. Богема любила ездить и на Кавказ, чтобы поправить здоровье и подышать горным воздухом
Экскурсовод и член Межрегионального Шаляпинского центра Татьяна Шинтарь рассказала «Вокруг света», как и где отдыхала российская богема в начале XX века.
Монте-Карло по-крымски
Одним из первых курортов на Южном берегу Крыма стал «Суук-Су», принадлежавший землевладелице Ольге Соловьёвой. Создавая свой курорт, она ориентировалась на европейские образцы. На территории «Суук-Су» были построены гостиницы, бани, молочные фермы, купальни и водолечебницы.
Курорт, открывшийся в 1903 году, был оснащен всеми возможными благами цивилизации начала ХХ века: телефоном, почтой, электрическим освещением и водопроводом. В центре курорта стоял шикарный дворец-казино, в котором могли отвести душу любители азартных игр. За это газетчики прозвали «Суук-Су» «крымским Монте-Карло».
Отдохнуть в «Суук-Су» приезжали писатели, артисты, художники, архитекторы, царские особы. Среди гостей курорта в разные годы можно было заметить и Николая II, и Антона Чехова, и Василия Сурикова, и Фёдора Шаляпина.
Во время гражданской войны престижный курорт подвергся разграблению, а его хозяйка бежала из России. В 1922 году «Суук-Су» превратили в дом отдыха для советской элиты, а спустя 15 лет он стал частью лагеря «Артек», превратившись в санаторий «Лазурный». После Великой Отечественной войны курорт пережил пожар и реставрацию.
«Саламбо» со «сковородкой»
Константин Коровин — русский импрессионист, смелый колорист, один из самых знаменитых представителей художественной интеллигенции Серебряного века, ценитель красивой жизни и ярких красок. Многие из его картин вдохновлены теми странами, городами и деревнями, в которых бывал художник.
Одно из таких мест — Гурзуф. В 1910 на месте старой харчевни на побережье Черного моря Коровин построил себе 14-комнатную виллу, назвав ее в честь балета «Саламбо», над декорациями к которому он работал. Перед домом построили просторную террасу, декорированную вазонами. «Она называлась „сковородка“, так как была открыта, и на ней жарило крымское солнце», — вспоминал Коровин.