«Главное — ликбез»: Аскар Ильясов о сериале «Нулевой пациент» и казахстанском кино
В мае 2022 года на «Кинопоиске» состоялась премьера российского сериала «Нулевой пациент», который рассказывает о первой в СССР крупной вспышке ВИЧ-инфекции в детской больнице в Калмыкии. Одну из главных ролей — молодого врача Кирсана — сыграл Аскар Ильясов. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн поговорила с ним о том, зачем поднимать такие темы в кино, почему среди актеров практически нет представителей малых народов и чем отличаются российское и казахстанское кино.
Аскар Ильясов — молодой актер из Казахстана, который окончил театральный институт имени Щукина в Москве. В его фильмографии такие работы, как «Последний рубеж», «Мертвое озеро», «Эпидемия», «Квартиранты», «Нулевой пациент», «Паралимпиец» и «Тренер», в который Аскара позвал сниматься режиссер Данила Козловский.
— Как началась ваша актерская карьера?
— Раз в год я сам задаюсь вопросом, как я решил стать актером. И каждый раз ответ разный. Это большой для меня вопрос до сих пор. Сейчас я пришел к тому, что мама заложила эту базу. Она учитель начальных классов, и я ее первый ребенок. Думаю, она вложила в меня все свои учительские амбиции: я рано начал читать, ходить на танцы, потом детские сады, школа, КВН, театральная студия. В общем-то даже не было момента, когда я задумывался, кем мне стать. Просто я люблю выступать, быть в центре внимания.
Карьера началась в театральной студии. Астана (сейчас Нур-Султан, — Forbes Life), мне 13 лет, я пришел в народный театр «Современник». Мне нравилась девушка, и я узнал, что она ходит туда. Подумал «интересно, можно совместить приятное с полезным». Правда, девушка через два месяца перестала ходить, а я проходил четыре года. В 11 классе задался вопросом, куда поступать. Будучи самоуверенным молодым человеком, решил, что получу лучшее театральное образование, и полетел в Москву поступать в «Щуку». Поступил.
— Как дальше развивалась ваша карьера?
— В конце первого курса я начал сниматься в Москве. Это были сериалы про Вторую мировую войну в основном — а-ля «Россия-1». Я набивал руку, знакомился с производством. На четвертом курсе Даня Козловский пригласил меня сниматься в «Тренере» — это был важный этап для моей актерской уверенности в себе. Это был большой проект, я познакомился с Даней — он сыграл определенную роль. До сих пор играет, наверное, — как некая ролевая модель, потому что он мне интересен, а такое близкое знакомство меня вдохновило.
Потом два года после выпуска из института я работал в театре Сатиры. Это все мне вообще не подошло. Я решил вернуться в Казахстан, но не в Астану, откуда я родом, а в Алмату, где я сейчас и живу. Когда я вернулся сюда, мне казалось, что у меня ничего не получается. Потом начал здесь активно сниматься. Скажем так, киноактерскую профессию я начал познавать тут, в Алмате. Здесь я начал чувствовать дистанцию, необходимую для того, чтобы играть большие роли.
— Как развивается кино в Казахстане и чем отличается от российской индустрии?
— Наверное, зрительское кино у нас отстает от российского, потому что люди в основном смотрят только комедии, завязанные на менталитете — в духе «Горько!», только менее талантливые. Только сейчас зритель приходит к тому, что в кинотеатре из казахстанского кино можно смотреть что-то, кроме комедии. Например, фильм «Паралимпиец» — спортивная драма, вышедшая в этом году в прокат, — создал некий прецедент в Казахстане, когда не комедия вызвала такой большой интерес у зрителя. Там поднимается тема инклюзивности, силы духа.
Казахстанское кино сейчас на новой волне. Есть режиссеры — ребята, которые летали в Америку и Европу учиться лет 7-10 назад. Они возвращаются. Я и себя причисляю к киноделам, которые получили хорошее образование за рубежом и вернулись. Приток креативных мозгов, новые интересные сериалы, полные метры, рекламы, клипы, продакшн развивается — вот что сейчас представляет из себя казахстанское кино. Очень интересно находится в эпицентре всего этого здесь и сейчас.
— Как вы попали в проект «Нулевой пациент»?
— Мой агент Владимир сказал мне: «Аскар, я тебе скину на почту сценарий, зайди, прочитай». Я зашел, почитал. Знаете, как понять, твой это сценарий или нет? Если ты застаешь себя за тем, что начинаешь отыгрывать сцены — значит, это точно твое. Мы тогда снимали «Эпидемию», жили в Питере в отеле, и я застал себя на балконе пробующим играть Кирсана. И записался на пробы. Режиссеров Женю (Евгений Стычкин. — Forbes Life) и Сергея (Сергей Трофимов. — Forbes Life) они заинтересовали. Я прилетел в Москву и познакомился с ними. Они устроили мне огромные пробы часов на шесть с разными партнерами. Я все это прошел. Я с самого начала точно знал, что это мое, что мне нужна эта роль и я ее сыграю хорошо.
— Насколько вы были погружены в тему и знали ли историю о первой в СССР вспышке ВИЧ в столице Калмыкии, в Элисте?
— Я не знал эту историю, вообще не слышал о ней. Но у меня она перекликается с другой историей. В 2006 году у нас, в Казахстане, в городе Шымкент произошла идентичная ситуация. Только там было еще хуже — 150 детей в больнице заразили ВИЧ. Это была катастрофа. Мне было лет 12, но я помню, как это все обсуждали в новостях. Я слышал и чувствовал от родителей, что происходит что-то совсем не здоровое. Такая боль есть — и эта тема меня тогда очень тронула.