Друг Врубеля и кумир Дягилева: как собирал свою коллекцию меценат Михаил Морозов
В ГМИИ им. Пушкина 28 июня откроется выставка «Брат Иван. Коллекции Ивана и Михаила Морозовых». В преддверии события Forbes Life публикует отрывки из монографии Наталии Семеновой «Коллекции Ивана и Михаила Морозовых» — о том как знаменитый меценат Михаил Морозов собирал свою коллекцию и о его дружбе с величайшими русскими художниками
«М. А. Морозов, москвич, типичный по основной закваске, сохранивший в себе другие признакии черты своей расы и среды... в то же время был носителем культуры, являлся ярким выразителем стремления к ней молодой купеческой партии Москвы... В его природе преобладали черты дилетантизма — отсюда его постоянные метания из стороны в сторону, отсюда его постоянные увлечения, постоянные поиски... Крупным про мышленником и коммерческим деятелем он был, так сказать, лишь по праздникам, но никогда не увлекался этою стороною своей обязательной деятельности. Он горел искусством» (Н.Р[акшан]ин. Московский листок. 14 октября 1903).
Михаил во всем был первым: первым из братьев женился, первым обзавелся собственным особняком, первым начал собирать. Человек он был неуемный, впечатлительный, честолюбивый, независимый, слишком горячо, по словам жены, реагировавший на все явления в искусстве. Закончив историкофилологический факультет университета, напечатал на собственные средства несколько исторических исследований. Затем попробовал себя на поприще художественной критики, однако его обзоры художественных выставок и театральные рецензии особого успеха не имели.
Следующей пробой пера стало занятие живописью, к которой, как и у брата, у него были способности. Довольно быстро поняв, что живописца из него не выйдет, Михаил увлекся коллекционированием. «Это было настоящее. Он страстно отдался собирательству», — ликовал художник Сергей Виноградов, друг еще со студенческих времен, взявший на себя роль консультанта.
Понимание Михаила Абрамовича, утверждал Виноградов (считавший, что именно он «подвиг» Морозова к коллекционированию), «росло быстро»: действительно, за пять лет он купил 40 произведений европейских мастеров и около 50 русских. Супруга Маргарита Кирилловна вспоминала, что муж в живописи хорошо разбирался, много читал о ней и много видел («столы с художественными изданиями всех стран света» заполняли его кабинет).