Через время, через расстояния: 11 мостов-рекордсменов со всего света
Человечество стало строить мосты больше трех тысяч лет назад, это, по-видимому, старейший вид инженерных сооружений в истории. С тех пор мы немало преуспели в этом искусстве и возвели настоящие шедевры
Что называть мостом
Мостом можно назвать сооружение, построенное над каким-нибудь препятствием, чтобы по этому сооружению оное препятствие можно было преодолеть. При этом по-русски мост через овраг, долину или иную сухую природную преграду называется виадуком, а мост над дорогой — путепроводом. Еще в русском языке есть слово «эстакада», обозначающее ряд однотипных опор и пролетов, по которым сверху проложена дорога или инженерные коммуникации. В других языках, впрочем, все это может называться мостом без разделения на типы.
А вот если мы станем говорить об устройстве мостов, то разговор будет долгим, наполненным инженерными терминами, и превратится в лекцию. Дело тут в том, как распределяется нагрузка с горизонтальной части (пролетов) на вертикальные (опоры) и что поддерживает пролеты. Пока же скажем, что современные мосты делятся на балочные (говоря совсем по-простому, это когда расстояния между опорами, как правило, небольшие, перекрываются горизонтальными плитами или фермами — балками, — которые покоятся с двух сторон на опорах, и нагрузки распределяются только вертикально) и распорные (нагрузки распределяются горизонтально и вертикально). К числу последних относятся и арочные мосты, и подвесные (включая вантовые), и рамные. Притом существуют еще и комбинированные схемы. А если мы еще и станем разделять мосты по тому, из какого материала они сделаны!.. Нет, давайте все-таки перейдем к самим мостам-рекордсменам.
Самый старый в мире: Аркадико
Самым древним сохранившимся мостом в мире вполне можно считать мост Аркадико, построенный, по оценкам ученых, в последней трети 2-го тысячелетия до Рождества Христова (или, если точнее, в 1300–1190 гг. до н. э. — в бронзовый век) ахейцами как часть скоростной дороги между городами Тиринфом и Эпидавром. Скоростной дорога была в том смысле, что по ней, включая мост, можно было проехать на колеснице и быстро переместить пешие военные отряды. Мост, по-видимому, упрощал переправу через поток, который ныне иссяк. Впрочем, воспользоваться им по-прежнему можно, хотя следов древней дороги в округе не осталось.
Книга рекордов Гиннесса, впрочем, называет древнейшим доныне использующимся мост Кемер через реку Мелес в турецком Измире, и сама же сообщает, что он был построен около 850 года до н. э., что на несколько сотен лет позже, чем мост Аркадико.
Самый длинный: Даньян-Куньшаньский и Акаси-Кайке
Как мы убедились несколькими строчками выше, Книга рекордов Гиннесса как источник информации о рекордах может быть не всегда права, однако игнорировать ее мнение было бы непродуктивно. Вот и в вопросе о самом длинном мосте из существующих с нею нельзя совершенно согласиться. И вот почему: самым длинным мостом в мире она считает законченный в 2011 году Даньян-Куньшаньский — проложенный в Восточном Китае над дельтой реки Янцзы. Он имеет протяженность 164,8 километра и служит для движения скоростных поездов из Пекина в Шанхай и обратно. Но вот проблема: это не мост в чистом виде, а виадук (что неудивительно при такой протяженности), то есть множество мостов, соединенных в одну сплошную конструкцию.