Личный опыт: как вырастить бизнес и продать его крупной компании
Как ни парадоксально это прозвучит, чтобы успешно продать свой бизнес, нужно с самого начала строить его для самого себя. Именно так получилось с нашим сервисом доставки еды ZakaZaka. В первые годы мы и мысли не допускали о возможной продаже компании — поэтому команда горела идеей и рвалась вперед. Как следствие — позиция №2 на рынке и выгодная сделка с Mail.Ru Group. Вот несколько уроков, которые мы усвоили на своем пути.
Идея важна, но рынок важнее
Начнем с общеизвестных моментов, о которых нельзя не сказать. Ваша идея должна быть крутой и решать реальные проблемы клиентов.
Предположим, ваша — решает. Но как понять, что бизнес не закроется через пару месяцев? Для этого обязательно изучите рынок, на который собираетесь выходить. Сколько там денег? Вам будет достаточно доли, скажем, в 2–5%? А кто ваши конкуренты? Давно ли они на рынке, чем их продукт лучше или, напротив, хуже вашего? За счет чего вы можете их обойти?
Наш первый проект ZakaZaka начался фактически в офлайне: это был небольшой ресторан в центре города и две точки по приготовлению китайской лапши вок. В начале 2013 года мы подключились к почти неизвестному тогда Delivery club и начали получать оттуда заказы. А вскоре решили и сами сделать похожий агрегатор. Рынок был новым и относительно свободным, бизнес-модель казалась понятной и простой.
Кстати, наш опыт работы в офлайне сильно помог: рестораторы полюбили нас в том числе и за то, что мы сами вышли из этого бизнеса. Их трудности были нам хорошо известны. И мы не стремились выжать из ресторанов последние деньги.
Позднее мы вновь заметили растущий рынок, правда, совсем в другой сфере. Так появился Motify — сервис для онлайн-занятий с тренерами по фитнесу, йоге, медитации и другим направлениям. Подобной платформы на тот момент просто не существовало. К тому же во время локдауна офлайн-залы закрылись, и все больше тренеров стали осваивать Zoom и WhatsApp. Все, что нам было нужно сделать, — дать им удобное приложение для занятий онлайн. Проблема и ее решение были очевидны, а объем рынка в $2 млрд подтверждал, что мы на правильном пути.
Соберите классную команду
Ваша команда должна быть не просто сборищем хороших людей, которые разделяют ваши цели и миссию компании. Главное, чтобы это были сильные специалисты, которые разбираются в нужной области в разы лучше вас. Но и звезд на первых порах лучше не брать — это как минимум нерационально с точки зрения расходов.
При найме специалистов доверяйте своей интуиции. Если вы наняли человека, а после пары недель работы появились какие-то сомнения, — увольняйте сразу. Потому что, как показывает наш опыт, со временем вы все равно с ним попрощаетесь. Лучше сделать это пораньше и подыскать более подходящего сотрудника.
Сильная и вовлеченная команда положительно влияет на восприятие вашего бренда со стороны. «Правильная ДНК» компании притягивает к ней партнеров и клиентов. И наоборот, неверно подобранная команда может погубить ваш бизнес. Токсичность внутри коллектива распространяется на весь бренд и отталкивает.
При работе над ZakaZaka нам просто повезло: удалось собрать сильную команду с первого раза. Мы быстро запустили проект и с самого начала держали высокую планку, оперативно выпускали обновления сайта, активно расширяли сеть партнеров и непрерывно совершенствовались. В результате наш продукт быстро стал №2 на рынке, а в некоторых аспектах мы даже выигрывали у лидера — именно благодаря крутой команде.