В 1909 году Тулу взбаламутили слухи о проезде через город императорской семьи

Караван историйИстория

Русская чайная машина братьев Баташевых

Двадцать шестого августа 1909 года тихую Тулу взбаламутили слухи о проезде через город императорской семьи. На улицах толпами собирался люд. Спешно прихорашивался железнодорожный вокзал, развешивали флаги и штандарты, устанавливали вензеля. Суетились и на самоварной фабрике наследников Василия Баташева — знаменитые самогреи выбрали в качестве подарка августейшей фамилии...

Нина Белова

Фото: album/alamy stock photo/vostock photo/фото репродукции картины Б. Кустодиева «Трактирщик». 1920 г. Бердянский художественный музей имени Бродского

Императорский поезд плавно подошел к перрону. Из салон-вагона показался Николай II в сопровождении обер-гофмаршала Бенкендорфа и посылая сдержанные приветствия, проследовал в здание вокзала, где его ждали епископ Тульский и Белевский Парфений, губернатор Кобеко, представители дворянства и депутации от земства и горожан. Губернатор встретил государя рапортом, епископ преподнес икону, депутации — хлеб-соль, а городской голова — большой самовар и пять каких-то коробочек. Поймав удивленный взгляд императора, пояснил: «Маленькие сувениры великим княжнам и наследнику». Обойдя депутации, Николай II вернулся в поезд, который отошел со станции под восторженные крики «ура».

Незадолго до этого городской голова Николай Павлович Волков пригласил к себе директора-распорядителя самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева Федора Занфтлебена, зятя умершего фабриканта, и сообщил, что он удостоен чести изготовить подарок для государя по случаю будущего посещения Тулы.

Рысаки несли коляску Занфтлебена по Посольской улице. Мелькали прохожие, огнями горели кондитерские, магазины и лавки, вывески тянулись вдоль всего фасада Новых торговых рядов. На одном из домов он заметил рекламу гречихинских пряников и оживился. Если Баташевы считались самыми титулованными самоварщиками в городе, то Гречихины стремились затмить всех тульских пряничников, а потому обе фамилии пребывали в вечном соперничестве на предмет того, у кого товар знатнее да для Тулы важнее.

Отправляясь из Тулы на Урал в 1701 году, Никита Демидов взял с собой медных дел мастеров, они-то и положили начало самоварному делу в России. Фото: из коллекции нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»/ Портрет Н.Д. Антюфеева (Демидова) Работы неизвестного художника. I четв. XVIII в.

Занфтлебен приказал кучеру свернуть на Менделеевскую, где прямо напротив кремля находился головной гречихинский магазин: вроде как купить домашним пряников, а на деле — похвастаться царским заказом.

В больших окнах-витринах под полосатыми маркизами выставлялся новый товар — темно-коричневые на меду и патоке печатные сласти с фруктово-ягодной начинкой. Здесь всегда торговали свежими изделиями — еще горячими их привозили из пекарни на Коммерческой. Старинное лакомство заполняло и полки магазинов: мятные, заварные, горчичные, сливочные. Самые дорогие — «Заказные» и «Экстра» — продавались в эмалированных жестянках и шли по цене шоколада. Их-то и приобрел Федор Федорович.

— Да, у вас, Василий Романович, прямо пряничный рай, — сказал он очень кстати появившемуся в зале Гречихину. — А ароматы-то, ароматы...

— Не жалуемся, торговля кипит, — солидно пробасил фабрикант. — А вы откуда такой торжественный?

— Да вот городской голова приглашал — просил изготовить подарок государю, — небрежно отозвался самоварщик.

— А разве государь намеревается посетить Тулу? — заволновался Гречихин.

— Он вскоре отправится с семьей на отдых в Ливадию и по дороге в Крым будет иметь остановку в Туле. Неужто не слыхали? — делано удивился Занфтлебен и довольный произведенным эффектом, поспешил откланяться.

Фото: Vostock Photo

С этого дня мысль о царском презенте не давала фабриканту покоя. Утром он отправился в мастерские, чтобы на месте полистать каталоги рисованных штучных самоваров, предназначенных для особых заказчиков, — такие имелись на каждом крупном производстве и поднимали престиж заведения. Однако ничто его не вдохновило. В задумчивости прошел Федор Федорович и по цехам, рассматривая стоящие на полках экземпляры.

Доложили, что в конторе его ждет родственник — Александр Степанович. Занфтлебен обрадовался: брат покойного тестя — человек в самоварном деле сведущий, может, что и подскажет. Вальяжный Баташев по-хозяйски развалился в кресле директора.

На демидовских заводах не только пушки лили да железо катали — лишний металл шел на производство разного рода посуды. Фото: Б. Ушмайкин/РИА новости 

— Чаем-то угостишь? Самовар, надеюсь, у тебя найдется? — усмехнулся он в густые усы.

Федор Федорович распорядился приготовить чай. В кабинете тотчас появился специальный столик, на нем сливки, калач, масло в хрустальной масленке, кренделя на мочальной завязке и пузатый, начищенный до блеска самовар.

— Ишь какой крутобокий. Стоит как ферт, подбоченившись, — одобрительно хмыкнул гость. — Ну, как говорится, «выпьем чайку — забудем тоску». Так что тебя, Феденька, беспокоит?

— Александр Степанович, посоветуйте, что бы такое особенное изготовить государю. Прямо голову сломал. Нам не в новинку производить самовары по высокому заказу, но хотелось бы диковинку придумать.

— Так ведь потому, батенька, и появился у нас в Туле самовар, что мастеров по металлу пруд пруди и все как один народ искусный. Недаром говорят: «Туляки тем хороши, что все родом от Левши», — отхлебнул из стакана Баташев. — Твоим умельцам все под силу, и смогут они поразить императора любым фасоном. Вон конкурент наш Иван Капырзин самовары из мельхиора и серебра про изводит, да еще с ручками из слоновой кости, а все равно наши, баташевские, лучше идут — чай, говорят, в них вкуснее. Это потому что мы свои самовары с душой делаем.

— Так-то оно так. Но ведь хочется удивить государя.

— А ты изготовь не только большой самовар для императорских особ, но и их детишкам по миниатюрному самоварчику преподнеси, да пофасонистее. Вот и выйдет удивление.

— Как же это я сам не додумался? Конечно, пять самоварчиков, и чтоб каждый от собратьев отличался, — обрадовался Федор Федорович.

К приезду августейшего семейства в Тулу на фабрике наследников Василия Баташева изготовили пять крошечных — вмещали всего стаканчик — сувенирных моделей из никелированной латуни, каждый со своим характером. Старшей княжне Ольге, застенчивой и сдержанной, предназначалась ваза рококо со строгим орнаментом. Татьяне — стройной, высокой — изящная «рюмка». Марии, самой хорошенькой, — античный сосуд с медальоном-зеркалом, проказливой Анастасии — «шар гладкий», наследнику Алексею — самовар с короной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8 шагов к эмоциональной устойчивости 8 шагов к эмоциональной устойчивости

Среди советов о том, как пережить трудности, мы выбрали 8 самых действенных

Psychologies
От наркомана до Железного человека: удивительная жизнь Роберта Дауни-младшего От наркомана до Железного человека: удивительная жизнь Роберта Дауни-младшего

Жизнь Роберта Дауни-младшего не назвать простой и благополучной

Cosmopolitan
Новый 2020-й: ждать ли от него чудес? Новый 2020-й: ждать ли от него чудес?

Согласитесь, в числах есть особая красота

Psychologies
«Мне хочется узнать себя» «Мне хочется узнать себя»

Зоя Бербер — о борьбе со стереотипами и новых проектах

OK!
Не только морковь: 11 продуктов для острого зрения Не только морковь: 11 продуктов для острого зрения

Продукты, которые положительно влияют на зрение

РБК
Питер Тиль — о том, почему высшее образование переоценено Питер Тиль — о том, почему высшее образование переоценено

Основатель PayPal советует работодателям нанимать людей без высшего образования

Esquire
Мужчина года: Сергей Бурунов Мужчина года: Сергей Бурунов

Весь 2019 год Сергей Бурунов не сходил с экранов

Glamour
«Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе» «Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе»

Отрывок из книги «Пересекая границы» Майкла Дэвида-Фокса

N+1
Эоловы замки Тянь-Шаня Эоловы замки Тянь-Шаня

Путешествие в удивительные горы Тянь-Шаня

Наука и жизнь
Самое холодное место во вселенной Самое холодное место во вселенной

Насколько холоден холодный космос?

Популярная механика
15 самых причудливых космических кораблей в кино 15 самых причудливых космических кораблей в кино

Cамые затейливые космолёты, которые напоминают кофеварку или воспаленные гланды

Maxim

Моменты жизни Мадонны, о которых стоит вспомнить.

Cosmopolitan
Арсений Федоткин: Миллионеры в эпоху пандемии. Какие специалисты сегодня остро востребованы на рынке труда Арсений Федоткин: Миллионеры в эпоху пандемии. Какие специалисты сегодня остро востребованы на рынке труда

У кого растут зарплаты и на каких специалистов будет спрос после карантина

СНОБ
Вы уволены. Как сохранить силу духа и почему аргумент «просто нет работы» не принимается Вы уволены. Как сохранить силу духа и почему аргумент «просто нет работы» не принимается

Какие ошибки не стоит совершать при поиске новой работы

Forbes
«Я приду плюнуть на ваши мобилы»: история поселения на северо-востоке США, где запрещены вышки сотовой связи и Wi-Fi «Я приду плюнуть на ваши мобилы»: история поселения на северо-востоке США, где запрещены вышки сотовой связи и Wi-Fi

Здесь нашли убежище люди, страдающие электромагнитной сверхчувствительностью

Esquire
«С тобой так хорошо» и еще 10 фраз, которые важно говорить близким «С тобой так хорошо» и еще 10 фраз, которые важно говорить близким

Не секрет, что маленькие слова обладают огромной силой

Psychologies
Тяжелая вода оказалась сладкой Тяжелая вода оказалась сладкой

Биохимики подтвердили сладкий вкус тяжелой воды

N+1
Нейроны самок мышей среагировали на отказ от алкоголя сильнее самцов Нейроны самок мышей среагировали на отказ от алкоголя сильнее самцов

Что может объяснять повышенную уязвимость женщин к абстинентному синдрому?

N+1
Сибирь назвали центром происхождения многобугорчатых Сибирь назвали центром происхождения многобугорчатых

Таштыкию новую и тагарию древнюю нашли под Красноярском

N+1
Громкие почесывания лангустов оказались слышны за три километра Громкие почесывания лангустов оказались слышны за три километра

Распространение звуков лангустов в воде позволит оценивать размеры их популяций

N+1
Новый штамм безработицы Новый штамм безработицы

Чего ждать от рынка труда после пандемии

Огонёк
5 вопросов к себе, прежде чем искать любовь на сайте знакомств 5 вопросов к себе, прежде чем искать любовь на сайте знакомств

Все ли мы готовы к онлайн-романам и что нам нужно знать, чтобы не разочароваться

Psychologies
Убивают ли двигатель топливные присадки? Убивают ли двигатель топливные присадки?

Каждый день на дороги выезжают миллионы машин

4x4 Club
По гарвардскому счету По гарвардскому счету

В МГУ уже до конца года может начаться крупная организационная реформа

Эксперт
8 фильмов о странных и даже пугающих соседях 8 фильмов о странных и даже пугающих соседях

Порой соседи бывают настоящими монстрами – к счастью, только в кино

GQ
Светлая полоса: фальшивый номер газеты Светлая полоса: фальшивый номер газеты

Как советские журналисты придумали способ обойти государственную цензуру

Esquire
«Панцерфауст» всемогущий: миф о немецком чудо-оружие «Панцерфауст» всемогущий: миф о немецком чудо-оружие

Насколько были эффективны немецкие ручные противотанковые гранатомёты?

Популярная механика
8 способов отбросить сожаления 8 способов отбросить сожаления

Стоит ли долго заниматься самобичеванием, совершив ошибку и навредив кому-то?

Psychologies
Погуляли и хватит: звездные мужчины, которые после измен возвращались к любимым Погуляли и хватит: звездные мужчины, которые после измен возвращались к любимым

Знаменитые изменщики, которые сделали все, чтобы добиться милости любимых женщин

Cosmopolitan
Чтение выходного дня: новый роман лауреата Букера Джулиана Барнса о жизни Самуэля Поцци — гениального гинеколога и невыносимого бабника Чтение выходного дня: новый роман лауреата Букера Джулиана Барнса о жизни Самуэля Поцци — гениального гинеколога и невыносимого бабника

Фрагмент романа Джулиана Барнса «Портрет мужчины в красном»

Esquire
Открыть в приложении