В 1909 году Тулу взбаламутили слухи о проезде через город императорской семьи

Караван историйИстория

Русская чайная машина братьев Баташевых

Двадцать шестого августа 1909 года тихую Тулу взбаламутили слухи о проезде через город императорской семьи. На улицах толпами собирался люд. Спешно прихорашивался железнодорожный вокзал, развешивали флаги и штандарты, устанавливали вензеля. Суетились и на самоварной фабрике наследников Василия Баташева — знаменитые самогреи выбрали в качестве подарка августейшей фамилии...

Нина Белова

Фото: album/alamy stock photo/vostock photo/фото репродукции картины Б. Кустодиева «Трактирщик». 1920 г. Бердянский художественный музей имени Бродского

Императорский поезд плавно подошел к перрону. Из салон-вагона показался Николай II в сопровождении обер-гофмаршала Бенкендорфа и посылая сдержанные приветствия, проследовал в здание вокзала, где его ждали епископ Тульский и Белевский Парфений, губернатор Кобеко, представители дворянства и депутации от земства и горожан. Губернатор встретил государя рапортом, епископ преподнес икону, депутации — хлеб-соль, а городской голова — большой самовар и пять каких-то коробочек. Поймав удивленный взгляд императора, пояснил: «Маленькие сувениры великим княжнам и наследнику». Обойдя депутации, Николай II вернулся в поезд, который отошел со станции под восторженные крики «ура».

Незадолго до этого городской голова Николай Павлович Волков пригласил к себе директора-распорядителя самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева Федора Занфтлебена, зятя умершего фабриканта, и сообщил, что он удостоен чести изготовить подарок для государя по случаю будущего посещения Тулы.

Рысаки несли коляску Занфтлебена по Посольской улице. Мелькали прохожие, огнями горели кондитерские, магазины и лавки, вывески тянулись вдоль всего фасада Новых торговых рядов. На одном из домов он заметил рекламу гречихинских пряников и оживился. Если Баташевы считались самыми титулованными самоварщиками в городе, то Гречихины стремились затмить всех тульских пряничников, а потому обе фамилии пребывали в вечном соперничестве на предмет того, у кого товар знатнее да для Тулы важнее.

Отправляясь из Тулы на Урал в 1701 году, Никита Демидов взял с собой медных дел мастеров, они-то и положили начало самоварному делу в России. Фото: из коллекции нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»/ Портрет Н.Д. Антюфеева (Демидова) Работы неизвестного художника. I четв. XVIII в.

Занфтлебен приказал кучеру свернуть на Менделеевскую, где прямо напротив кремля находился головной гречихинский магазин: вроде как купить домашним пряников, а на деле — похвастаться царским заказом.

В больших окнах-витринах под полосатыми маркизами выставлялся новый товар — темно-коричневые на меду и патоке печатные сласти с фруктово-ягодной начинкой. Здесь всегда торговали свежими изделиями — еще горячими их привозили из пекарни на Коммерческой. Старинное лакомство заполняло и полки магазинов: мятные, заварные, горчичные, сливочные. Самые дорогие — «Заказные» и «Экстра» — продавались в эмалированных жестянках и шли по цене шоколада. Их-то и приобрел Федор Федорович.

— Да, у вас, Василий Романович, прямо пряничный рай, — сказал он очень кстати появившемуся в зале Гречихину. — А ароматы-то, ароматы...

— Не жалуемся, торговля кипит, — солидно пробасил фабрикант. — А вы откуда такой торжественный?

— Да вот городской голова приглашал — просил изготовить подарок государю, — небрежно отозвался самоварщик.

— А разве государь намеревается посетить Тулу? — заволновался Гречихин.

— Он вскоре отправится с семьей на отдых в Ливадию и по дороге в Крым будет иметь остановку в Туле. Неужто не слыхали? — делано удивился Занфтлебен и довольный произведенным эффектом, поспешил откланяться.

Фото: Vostock Photo

С этого дня мысль о царском презенте не давала фабриканту покоя. Утром он отправился в мастерские, чтобы на месте полистать каталоги рисованных штучных самоваров, предназначенных для особых заказчиков, — такие имелись на каждом крупном производстве и поднимали престиж заведения. Однако ничто его не вдохновило. В задумчивости прошел Федор Федорович и по цехам, рассматривая стоящие на полках экземпляры.

Доложили, что в конторе его ждет родственник — Александр Степанович. Занфтлебен обрадовался: брат покойного тестя — человек в самоварном деле сведущий, может, что и подскажет. Вальяжный Баташев по-хозяйски развалился в кресле директора.

На демидовских заводах не только пушки лили да железо катали — лишний металл шел на производство разного рода посуды. Фото: Б. Ушмайкин/РИА новости 

— Чаем-то угостишь? Самовар, надеюсь, у тебя найдется? — усмехнулся он в густые усы.

Федор Федорович распорядился приготовить чай. В кабинете тотчас появился специальный столик, на нем сливки, калач, масло в хрустальной масленке, кренделя на мочальной завязке и пузатый, начищенный до блеска самовар.

— Ишь какой крутобокий. Стоит как ферт, подбоченившись, — одобрительно хмыкнул гость. — Ну, как говорится, «выпьем чайку — забудем тоску». Так что тебя, Феденька, беспокоит?

— Александр Степанович, посоветуйте, что бы такое особенное изготовить государю. Прямо голову сломал. Нам не в новинку производить самовары по высокому заказу, но хотелось бы диковинку придумать.

— Так ведь потому, батенька, и появился у нас в Туле самовар, что мастеров по металлу пруд пруди и все как один народ искусный. Недаром говорят: «Туляки тем хороши, что все родом от Левши», — отхлебнул из стакана Баташев. — Твоим умельцам все под силу, и смогут они поразить императора любым фасоном. Вон конкурент наш Иван Капырзин самовары из мельхиора и серебра про изводит, да еще с ручками из слоновой кости, а все равно наши, баташевские, лучше идут — чай, говорят, в них вкуснее. Это потому что мы свои самовары с душой делаем.

— Так-то оно так. Но ведь хочется удивить государя.

— А ты изготовь не только большой самовар для императорских особ, но и их детишкам по миниатюрному самоварчику преподнеси, да пофасонистее. Вот и выйдет удивление.

— Как же это я сам не додумался? Конечно, пять самоварчиков, и чтоб каждый от собратьев отличался, — обрадовался Федор Федорович.

К приезду августейшего семейства в Тулу на фабрике наследников Василия Баташева изготовили пять крошечных — вмещали всего стаканчик — сувенирных моделей из никелированной латуни, каждый со своим характером. Старшей княжне Ольге, застенчивой и сдержанной, предназначалась ваза рококо со строгим орнаментом. Татьяне — стройной, высокой — изящная «рюмка». Марии, самой хорошенькой, — античный сосуд с медальоном-зеркалом, проказливой Анастасии — «шар гладкий», наследнику Алексею — самовар с короной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анатолий Котенев. Фамильный колодец Анатолий Котенев. Фамильный колодец

После премьеры "Секретного фарватера" письма Анатолию Котеневу приходили мешками

Караван историй
Как устроен мозг маньяка-убийцы: мы отличаемся от них Как устроен мозг маньяка-убийцы: мы отличаемся от них

Что-то в этих преступниках не так, не по-человечески устроено

Популярная механика
Я хочу, чтобы меня любили Я хочу, чтобы меня любили

Быть любимыми – это условие выживания, потому что любовь – не просто чувство

Psychologies
Связать и измерить Связать и измерить

Квантовые технологии обладают огромным потенциалом

N+1
Интерьер для киномана Интерьер для киномана

.Квартира, оформленная в современной эстетике

Идеи Вашего Дома
Чайки предпочли освоенные людьми районы Чайки предпочли освоенные людьми районы

Средиземноморские чайки приспособились к антропогенной среде

N+1
Высокая должность Высокая должность

Пентхаус Инги Берман у Шуховской башни

Tatler
Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт! Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт!

Компактный, комфортный, надёжный, относительно простой и недорогой

4x4 Club
Начать кризис с запасом в $1,7 млрд, но почти разориться через месяц: почему бренд Gap может не пережить пандемию Начать кризис с запасом в $1,7 млрд, но почти разориться через месяц: почему бренд Gap может не пережить пандемию

Магазины простаивают, в онлайне тоже не покупают, компания не платит за аренду

VC.RU
Пример умножения. Тест-драйв Cadillac XT6 Пример умножения. Тест-драйв Cadillac XT6

Знакомимся с новым американским кроссовером на африканских дорогах

РБК
Соцсети и карьера: как вести аккаунты, чтобы найти работу Соцсети и карьера: как вести аккаунты, чтобы найти работу

Что и как постить, если вы претендуете на хорошую вакансию

РБК
Почему «Фаустпатрон» так и не стал супероружием Почему «Фаустпатрон» так и не стал супероружием

Хороший пиар — дороже правды

Maxim
Как метать топоры: рассказ профессионала Как метать топоры: рассказ профессионала

Метание топора — потрясающе зрелищный вид спорта

Популярная механика
Радиация перераспределила атомы в керамическом карбиде кремния Радиация перераспределила атомы в керамическом карбиде кремния

Ученые смогут точнее предсказывать воздействие радиации на свойства керамики

N+1
Бабушки и дочери: что меняется с появлением внуков? Бабушки и дочери: что меняется с появлением внуков?

Как бабушкам найти баланс между собственными интересами и помощью детям и внукам

Psychologies
Использование грунтовых вод поставило 200 миллионов людей перед угрозой отравления мышьяком Использование грунтовых вод поставило 200 миллионов людей перед угрозой отравления мышьяком

Почти все люди из группы риска отравления мышьяком — жители юга и востока Азии

N+1
Как прекратить самобичевание Как прекратить самобичевание

Стоит совершить ошибку, и строгий внутренний голос начинает нас отчитывать

Psychologies
Ёлка, Юлия Хлынина, Владимир Яглыч, Алёна Бабенко и другие артисты прочитали рассказы Михаила Зощенко Ёлка, Юлия Хлынина, Владимир Яглыч, Алёна Бабенко и другие артисты прочитали рассказы Михаила Зощенко

Рассказ Михаила Зощенко в онлайн-проекте «Читай дома»

OK!
Нарочно не придумаешь Нарочно не придумаешь

Миланская квартира Ханнеса Пира напоминает исторический роман

AD
Спокойствие, только спокойствие: управляем своим состоянием с помощью дыхания Спокойствие, только спокойствие: управляем своим состоянием с помощью дыхания

Сохранение спокойствия очень важно для психического и физического благополучия

Cosmopolitan
Валерий Борзов – Усейн Болт из Советского Союза Валерий Борзов – Усейн Болт из Советского Союза

Его называют последним чистым спринтером в истории

GQ
Как в России планировали бороться с пьянством, но вместо этого боролись с трезвостью Как в России планировали бороться с пьянством, но вместо этого боролись с трезвостью

Краткая история отношений государства с водкой

Weekend
Фильмы, которые должны были получить «Оскары» в последние 10 лет и не получили Фильмы, которые должны были получить «Оскары» в последние 10 лет и не получили

«Оскар» в категории «Лучший фильм» всё время уходит не по адресу

Maxim
Космическую «корову» объяснили коллапсом массивной звезды Космическую «корову» объяснили коллапсом массивной звезды

Яркая и крупная вспышка AT2018cow могла появиться вследствие взрыва звезды

N+1
8 лучших приложений для начинающих гитаристов 8 лучших приложений для начинающих гитаристов

Пора показать этой лопатообразной бренчалке кто здесь хозяин!

Maxim
Хищным динозаврам в верхней юре пришлось глодать кости родственников Хищным динозаврам в верхней юре пришлось глодать кости родственников

Экосистема, в которую входили эти динозавры, была основательно нарушена

N+1
Как тебе такое, Илон Маск? Мать миллиардера — о том, как уйти от абьюзера, одной вырастить троих детей и быть моделью в 70 лет Как тебе такое, Илон Маск? Мать миллиардера — о том, как уйти от абьюзера, одной вырастить троих детей и быть моделью в 70 лет

Автобиография Мэй Маск «Женщина, у которой есть план»

Forbes
Альбер Камю Альбер Камю

Статья про французского экзистенциалиста (1913–1960)

Дилетант
Монстры из прошлого: драма большой поршневой авиации Монстры из прошлого: драма большой поршневой авиации

На годы Второй мировой пришлась лебединая песня поршневых двигателей в авиации

Популярная механика
«Лимассолград»: FT рассказала, почему ЕС начал беспокоиться из-за русских на Кипре «Лимассолград»: FT рассказала, почему ЕС начал беспокоиться из-за русских на Кипре

Как выходцы из СССР повлияли на Кипр, почему это заставляет Брюссель волноваться

Forbes
Открыть в приложении