Культовый фильм «Основной инстинкт» снова прокате. Зачем смотреть его на большом экране
В российский прокат вышел «Основной инстинкт». Современная классика доехала до России спустя 29 лет после премьеры, к тому же в 4К-версии. За последние тридцать лет мировой кинематограф сильно изменился, многие казавшиеся революционными сцены фильма Пола Верховена уже не удивляют ни смелостью, ни откровенностью. Критик Дмитрий Камышенко предлагает посмотреть на картину под другим углом — перестать заглядывать под юбку Шерон Стоун и понять, наконец, причины, по которым Кэтрин Трамелл имеет право на убийство.
Выработка инстинкта
Если из «Основного инстинкта» вырезать все эротические сцены, получится классический нуар 1950-х (правда, хронометраж сократится вдвое). Альфред Хичкок за свою карьеру снял 55 полнометражных картин, и «Основной инстинкт» смотрелся бы вполне рядовой 56-й. Зритель, привыкший к современным фильмам, может посчитать «Основной инстинкт» устаревшим. Легко читаемые сюжетные ходы, до неприличия взвинченный саспенс, гротескная музыка — сейчас так снимать не принято. Правда в том, что так не было принято снимать и в 1992 году. Верховен взял устаревшие приемы и гиперболизировал их. В результате нуарный детектив, страдающий от ошибок прошлого, превратился в полицейского, который под кокаином убил несколько человек. А роковая красотка не просто носит короткие платья и шаловливо курит — но раздвигает ноги и показывает вагину на допросе.
Битва стереотипов
«Основной инстинкт» — это взгляд европейца на старую Америку. Америку, в которой власть полицейских безусловна и практически бесконечна. Америку, в которой женщина всегда находится в подчинении у мужчины. Америку, в которой секс не должен выходить за интуитивно понятные рамки. Но в 2021-м Америка стала «верховенской». Публичные разговоры наполнены сексом и обсуждением полномочий полицейских, а «сильная женщина» стала ролевой моделью, а не исключением из правил.