Бог создал женщину: какими были первые священнослужительницы в разных религиях
В большинстве мировых религий отправлением культа традиционно занимаются мужчины. Тем не менее женщины добиваются права участвовать в богослужениях не только на второстепенных ролях
В середине июля папа Франциск впервые в истории римско-католической церкви назначил трех женщин в Департамент по делам епископов, своего рода комиссию по выбору епархиальных пастырей. Образ священнослужителя обычно ассоциируется с мужчиной, хотя на самом деле женщины с давних времен исполняли «мужские обязанности» во всех ключевых мировых религиях.
Тетушка Будды
В буддийской философии «мужское» и «женское» — условные категории, а мужской и женской самости, по сути, не существует: в этой жизни человек может родиться мужчиной, а в следующей — женщиной. «Тело — основа реализации мудрости. Тела мужчин и женщин одинаково подходят для достижения Просветления. Порой, если у женщины сильная мотивация, ее потенциал больше, чем мужской», — писал Ринпоче Падмасамбхава, живший в VIII–IX веках. А тибетская богиня Тара, по легенде, дала обет стать Буддой в женском теле. Так она хотела доказать, что женщина не хуже мужчины.
Так как все люди, вне зависимости от пола, могли на равных практиковать буддизм и достигать просветления, сохранились свидетельства о большом количестве йогинь и духовных учительниц. Одна из самых известных — Мачиг Лабдрон, жившая в XI веке. Мачиг была так известна и уважаема, что начала ассоциироваться с богиней. Считалось, что в предыдущей жизни Лабдрон была индийским принцем, который пожелал отречься от привилегий и стать монахом. Мачиг прославилась благодаря созданию и продвижению практики и школы тибетского буддизма под названием чод. Чод — это путь отказа от всех чувств и ощущений, что, по мнению буддистов, ведет к Пробуждению.
Тем не менее на практике в буддизме для мужчин существует меньше ограничений. Например, женщин не сразу начали принимать в монахини. Согласно одной версий, первой буддийской монахиней стала Махаджапати, тетя Будды и его ученица. Она попросила принять ее в монашескую сангху, но Будда отказал. Тогда она и еще 500 женщин остригли волосы, надели одежды цвета шафрана и пошли за ним в город Весали. Там он сначала снова ответил отказом, но затем передумал и решил, что все-таки посвятит женщин в монахини. При этом они должны будут соблюдать восемь гарудхамм, «правил уважения». Согласно этим правилам, женщин в монашеской иерархии занимала подчиненное положение по отношению к мужчине. Монахиня обязана кланяться монаху, даже если она гораздо старше и опытнее. По одной из версий, Будда ввел эти правила, чтобы обезопасить буддизм, который и так считался революционным и не нравился брахманам.
Ограничения для женщин существуют в буддизме до сих пор. В частности, женщины не могут быть Далай-Ламами, то есть духовными лидерами тибетского буддизма. В 2015 году Далай-Лама завил, что женщина может прийти на его место, но она «должна быть более привлекательной». Затем он извинился за эти слова.
Махарат и рабба
Каждое утро ортодоксальный иудей должен говорить: «Благословен Ты, Господи, Боже наш, Владыка Вселенной, не сотворивший меня женщиною». По словам раввина Ари Харта, это способствует «распространению религиозного сексизма, который заставляет женщин замолчать, не позволяет им занимать руководящие должности в общине и лишает их возможности изучать священные тексты». Корни «религиозного сексизма» лежат в Галахе — традиционном иудейском праве, в котором женщины и мужчины изначально не считаются равными друг другу.