Чего я не знал, начиная бизнес: Андрей Лобанов, «Алгоритмика»
Андрей Лобанов знает о «болезнях роста» не понаслышке. Его школа математики и программирования «Алгоритмика» начинала в 2016 году с полусотни учеников в Москве, а сейчас обучает более 150 тыс. человек в 25 странах. Выручка компании за 2019 год составила 200 млн руб. (+40% к прошлогодней цифре). Столь быстрые темпы масштабирования бизнеса стали настоящим вызовом для основателя «Алгоритмики» и его команды. Лобанов поделился с Inc. своими выводами, к которым пришёл за это время.
1Оптимизируй уже сегодня
Когда число учеников «Алгоритмики» выросло до 1 тыс., наша IT-платформа стала нуждаться в архитектурной оптимизации. Но нам было не до этого: просто латали возникающие дыры — и всё работало.
Откладывая глобальную оптимизацию платформы, мы сильно прогадали. Когда число пользователей выросло до 10 тыс., она перестала выдерживать нагрузки и начала «падать» каждый день. Даже если вы живете в режиме MVP, не забывайте время от времени тестировать свою платформу — не пора ли её оптимизировать?
2Нельзя замыкать все процессы на себе
Как-то я отнес стратегию развития компании инвесторам и они сказали: «Надо же! Ты до мелочей знаешь, как работает твой бизнес!» Меня это удивило. А как иначе-то? Конечно, руководитель должен хорошо знать, чем занимается каждый из его сотрудников.
Позже ко мне пришло осознание: замыкая все процессы на себе, я мешал росту бизнеса. Если руководитель занимается принятием рутинных решений вроде того, как должен выглядеть лендинг курса, то на долгосрочное планирование времени не остаётся. А команда теряет способность к инициативе и ответственность за принятые решения.