Бывший университетский журнал обошёл Forbes по выручке: как Harvard Business Review стал большим медиа
The Generalist разбирает бизнес с «вечными темами», на который приходится треть всей выручки Гарвардской бизнес школы.
Гарвардская школа бизнеса издаёт свой научно-популярный журнал Harvard Business Review с 1922 года. Первые 25 лет HBR лишь пыталcя выйти на прибыль, но Гарвард пересматривал форматы и содержание и к 1993 году, помимо журнала, развил целое медиаподразделение. За всё время оно:
- Научилось выручать деньги с вечно актуальных материалов — теоретических исследований и ситуационного анализа.
- Сохранило изначальную ценность для интересующихся бизнесом читателей.
- Укрепило репутацию материнской организации — Гарвардской школы бизнеса.
- И получило больше выручки, чем Forbes — миллионы долларов даже в пандемию.
Как появилось издание HBR и какие изменения перетерпело
Запустить издание решил декан Гарвардской школы бизнеса Уоллес Донэм в 1992 году: он хотел издавать «высококлассный бизнес-журнал, одинаково полезный как для студентов, так и предпринимателей». Издателем Донэм назначил Арча Шоу — редактора и владельца нескольких хорошо читаемых бизнес-журналов и приглашённого гарвардского лектора.
Годовую подписку на журнал Донэм задумал продавать за $5 ($81,42 по нынешнему курсу). Шоу его решение не одобрял: «Кто станет столько платить?», — говорил он. Декан признавал, что $5 — это немало, но верил, что издание будет стоить своих денег. По словам Донэма, тогда мало кто разбирал кейс-методологию для широкой аудитории.
К 1945 году HBR набрало всего 14000 подписчиков — по 600 новых читателей в год — и едва держалось на плаву, пишет The Generalist. Но даже при небольшом тираже оно освещало «острые» бизнес-вопросы — например, в одном из номеров 1935 года HBR говорило о роли женщин в компаниях. А теоретики вроде Донэма высказывали свои взгляды на менеджмент, когда сфера управления только формировалась.
Усилия окупились после Второй мировой войны, пишет The Generalist. Тогда экономика США переживала период гиперроста и расцвет культуры потребления, поэтому HBR удалось привлечь новоиспечённое поколение предпринимателей.
К 1965 году тираж HBR составлял 83 тысячи экземпляров, а к 1985 году число читателей журнала достигло почти 250 тысяч.
Возможно, аудитория расширилась бы быстрее, если бы стоимость подписки была ниже, предполагает издание. Но главное, что Донэм не прогадал с содержанием: в HBR молодых бизнесменов привлекли теоретические исследования.
Обновить форму издания помог гарвардский профессор маркетинга Тед Левитт. Заняв в 1985 году должность главного редактора, он:
- Отказался от «унылого» дизайна, привычного для научных статей.
- Добавил на страницы журнала забавные карикатуры.
- Предлагал более провокационные статьи: например, в одной из них автор утверждал, что к рожавшим и нерожавшим женщинам-коллегам нужно относиться по-разному.