Бунты, восстания, войны и секс-скандалы. Что пережила корона и почему британцы не перестанут петь “Боже, храни королеву”
Esquire рассказывает, какие кризисы пережила британская монархия в своей истории, и выясняет, стоит ли ее наконец хоронить после злополучного интервью принца Гарри и Меган Маркл.
Из-за скандального интервью принца Гарри и его супруги Меган Маркл американскому телеканалу CBS снова обострился вопрос о жизнеспособности британской монархии. Сколько еще нужно скандалов, чтобы похоронить ее? В беседе со знаменитой телеведущей Опрой Уинфри Маркл рассказала, как королевская семья интересовалась цветом кожи их ребенка и как угрожали его оставить без королевских титулов и защиты. Супруги не называли конкретных имен, ограничились зловещим “они”.
Уже через несколько часов после выхода интервью оно стало самой обсуждаемой темой в мировых СМИ. Например, Daily Mirror заговорила о самом крупном кризисе монархии за последние 85 лет. Поднявшийся скандал только подлил масла в огонь международной антирасистской повестки. Движение Black Lives Matter, поутихшее в последние недели, получило новый импульс. Некоторые утверждают, что корона уже не способна реагировать на вызовы современности и монархию “упростят” после правления Елизаветы II.
Esquire рассказывает, какие кризисы пережила британская монархия в своей истории, и выясняет, стоит ли ее наконец хоронить после злополучного интервью?
Дух старой школы: британцы учатся у древних греков и римлян
Пожалуй, представители британской элиты — последние держатели власти, для которых принципиальное значение имеет наследие мировой культуры. И не просто абстрактной культуры, а самой ее основы, античности. На опыт Древней Греции и Рима постоянно ссылаются как те, кто формирует политический дискурс, так и те, кто принимает решения в Британии. Антиковедение, наряду с юриспруденцией, экономикой и политологией дает доступ к политическим лифтам в Соединенном Королевстве. Антиковедами были и главы гражданской службы (самая высокая неизбираемая чиновничья должность в Великобритании), и высокопоставленные политики. Нынешний премьер-министр Борис Джонсон учился на антиковеда в Оксфорде, а в бытность мэром Лондона участвовал в публичных дебатах с профессором Мэри Бирд, где рассказывал, почему Древняя Греция лучше Рима.
Такой интерес к древности восходит к давней истории британцев, которые и свою главную политическую идею позаимствовали у греков. Ее сформулировал Аристотель: лучшая форма правления совмещает в себе монархию, аристократию и участие рядовых граждан в политике. В современной политологии это называется смешанной формой правления. В середине XVIII века Уильям Блэкстон в своих «Комментариях к английским законам» писал, что совмещение монархии в лице короля, аристократии в виде палаты лордов и демократии, представленной палатой общин, позволяет взять лучшее из этих режимов и избежать неудобств, связанных с каждой из этих форм правления в чистом виде.
Подобная организация политики делает монархию в Великобритании краеугольным камнем, королевское же заверение придает авторитет закону. В стране до сих пор имеют силу четыре пункта из Великой хартии вольностей 1215 года, заверенной королем Иоанном Безземельным, а старейший документ, имеющий юридическое применение и сейчас, — Статут Мальборо за печатью Генриха III в 2017 году отмечал 750-летие.
Некодифицированная британская конституция во многом и состоит из таких хартий, статутов и неписаных соглашений, часть из которых уходит вглубь Средневековья. Вплоть до сегодняшнего дня британский монарх утверждает законы, за которые голосует парламент. Несмотря на свои феодальные корни, политическое устройство Великобритании до сих пор эффективно и устойчиво. Правовая система страны обладает международным авторитетом и надежностью.