Как DOXA прошли путь от паблика до «главного медиа студенческой солидарности»

ForbesОбщество

«Будут пугать молодых»: как DOXA стала главным студенческим СМИ в России, а ее редакторы попали под статью

Ксения Демидкина

Редактор студенческого журнала DOXA Владимир Метелкин. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

За четыре года существования журнал DOXA стал рупором студентов, недовольных преподаванием в вузе, подвергшихся харассменту и задержанных на протестных акциях. 14 апреля в редакции журнала и квартирах четырех его редакторов прошли обыски, журналистов обвинили в вовлечении несовершеннолетних в митинги. Forbes рассказывает, как издание прошло путь от гуманитарного паблика до «главного медиа студенческой солидарности» и почему его редакторы стали фигурантами уголовного дела.

«Я спал час и очень плохо соображаю на данный момент. В ближайшие часы мы умираем [из-за большого объема работы], честно говоря», — признается в беседе с Forbes редактор журнала DOXA Мстислав Гривачев. Причина — в работе в усеченном составе и обилии новых задач в рамках кампании в поддержку редакторов журнала Владимира Метелкина, Аллы Гутниковой, Армена Арамяна и Натальи Тышкевич.

Утром 14 апреля сотрудники Следственного комитета России (СКР) провели обыски в редакции DOXA, дома у четверых редакторов, а также у родителей Гутниковой и Арамяна. В ходе обысков у журналистов изъяли технику, также к ним не допустили адвокатов.

Всем четверым редакторам предъявили обвинение по статье 151.2 часть 2 («Склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий») за видеоролик, опубликованный 23 января. В нем журналисты DOXA говорили, что угрозы руководства вузов отчислить студентов из-за участия в несанкционированных акциях в поддержку политика Алексея Навального незаконны. Издание удалило ролик по требованию Роскомнадзора, но в материалах текущего дела запись все же есть, рассказал «Коммерсанту» адвокат группы «Агора» Леонид Соловьев, который представляет интересы редактора Армена Арамяна.

Позднее в тот же день, 14 апреля, Метелкина, Гутникову, Арамяна и Тышкевич отвезли в Басманный суд, где им избрали одинаковые меры пресечения в виде запрета определенных действий на два месяца. Журналистам запрещено выходить из жилого помещения с 00:00 до 23:59, общаться с любыми людьми, кроме родственников, адвоката, сотрудников следствия и контролирующего органа, а также пользоваться интернетом.

Проводники новой этики

Журнал DOXA появился в феврале 2017 года. Его придумали четыре студента факультетов культурологии и философии Высшей школы экономики (ВШЭ), включая обвиняемого Армена Арамяна, рассказывал он сам в интервью TJournal (к середине 2019 года из первоначального состава основателей в DOXA остался только он). Название DOXA с греческого переводится как «мнение». «Идея журнала была в том, что у студентов нет голоса, они не могут высказываться, [и это надо изменить]», — объяснял Арамян.

Журнальные материалы публиковали на сайте, созданном на онлайн-конструкторе Tilda. Поначалу, по словам Мстислава Гривачева, журнал «был узок в своей тематике»: уделял много внимания проблемам гуманитарного знания, публиковал переводы академических книг и статей на культурологические и философские темы. Но авторов волновали и более насущные темы: например, в марте 2017-го DOXA писала о том, что в общежитиях ВШЭ ввели обязательную авторизацию при подключении к Wi-Fi, что предположительно могло позволить вузу следить за студентами.

Журнал получил статус студенческой организации, что давало возможность использовать аудитории ВШЭ во внеучебное время, чтобы приглашать спикеров и проводить мероприятия, рассказывает Гривачев. Также этот статус подразумевал ежегодные гранты в 10 000 рублей. Кроме того, студенческие организации могли презентовать перспективные идеи комиссии вуза и получить грант размером до 200 000 рублей. По словам Гривачева, DOXA получала такой грант: «Администрация вуза никак не показывала, что наша деятельность ей в чем-то не нравится».

В 2018 году повестка DOXA изменилась: журнал стал активнее публиковать расследования. «У нас появились материалы, которые затрагивали университет — прежде всего ВШЭ», — вспоминает Гривачев. «В какой-то момент мы поняли, что это [политика и активная гражданская позиция] незанятая ниша, что нам самим не хватает медиа, где люди нашего возраста, статуса, даже не [только] студенты, [но и сотрудники университетов] могут высказывать свою позицию о том, что происходит в университете», — объяснял смену концепции Арамян. «Нужен был рупор, который мог бы передавать, что студентам что-то не нравится», — вторила ему еще один редактор DOXA Анастасия Николаенко.

Ставка на расследования сработала. По словам Николаенко, первые несколько критических статей обсуждал весь факультет гуманитарных наук ВШЭ, и DOXA закрепил свой статус «скандально-политического студенческого медиа».

Особенно сильный резонанс вызвала статья о харассменте в ВШЭ, рассказывает Гривачев. DOXA рассказала о том, как преподаватель факультета экономических наук ВШЭ Сергей Володин, номинированный на внутриуниверситетскую премию «Золотая Вышка», завязывал неформальные отношения со студентками. После выхода этой статьи началась «очень жесткая дискуссия вокруг DOXA, в том числе со стороны администрации», вспоминала сотрудница DOXA Екатерина Кузина. Членов редакции вызвали на встречу с проректором ВШЭ Валерией Касамарой, затем состоялось экстренное собрание специальной этической комиссии, где постановили, что «никакого харассмента просто не было», рассказывала Наталья Тышкевич.

История в итоге ничем не закончилась, но, по словам Арамяна, запустила активное обсуждение среди студентов и преподавательниц. «[После этой статьи] нас начали узнавать, у нас появились свои источники в разных вузах, и мы начали расти», — говорит Гривачев. После публикации о харассменте в вузе DOXA стала ассоциироваться с «проводником новой этики и попытками защитить угнетаемых и тех, у кого раньше не было голоса», говорит бывший преподаватель обвиняемых редакторов Егор Исаев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Признание на стекле: как «Ролан Гаррос» подарил теннису самую узнаваемую традицию Признание на стекле: как «Ролан Гаррос» подарил теннису самую узнаваемую традицию

Почему традиция теннисистов расписываться на линзе камере родилась во Франции

Forbes
Жертвы хищников докембрия? Жертвы хищников докембрия?

Результаты исследования древнейших одноклеточных

Наука и жизнь
«Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин «Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин

Чем суфражистка Сьюзен Энтони может вдохновить современных активисток?

Forbes
Ретроспектива: 10 потрясающих научных открытий 2016 года Ретроспектива: 10 потрясающих научных открытий 2016 года

Каждый год продолжают совершаться открытия, неизменно поражающие воображение.

Популярная механика
Ученые объяснили, как езда на велосипеде способствует снижению риска развития деменции Ученые объяснили, как езда на велосипеде способствует снижению риска развития деменции

Езда на велосипеде полезнее, чем вы думали

ТехИнсайдер
Тогда и сейчас: как выглядят юные актеры культового сериала «Сваты» Тогда и сейчас: как выглядят юные актеры культового сериала «Сваты»

Детей из сериала «Сваты» уже можно узнать с трудом

Cosmopolitan

Актеры из фильма "Бумер": как они выглядят и чем занимаются сегодня

Cosmopolitan
Осторожно: линзы! Осторожно: линзы!

Основные ошибки в обращении с контактными линзами

Домашний Очаг
Истории Константина Хабенского, Киану Ривза и других звездных вдовцов Истории Константина Хабенского, Киану Ривза и других звездных вдовцов

Судьбы у них разные, но всех объединяет одно - потеря любимой женщины

Cosmopolitan
Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение

Почему ошибаются мужчины, утверждающие, что женщина обязана уметь готовить

Cosmopolitan
Эпидемия «вампиризма» в начале XIX века в США: что это было? Эпидемия «вампиризма» в начале XIX века в США: что это было?

Двести лет назад Род-Айленд считался вампирской столицей Америки

Maxim
«Вообще я глобально грустный человек» «Вообще я глобально грустный человек»

Паулина Андреева — о сериале “Псих”, профессии сценариста и хейте

Esquire
Слава, мы вернулись Слава, мы вернулись

Истории великих возвращений героев

Men’s Health
Отрывок из книги Кадзуо Исигуро «Клара и Солнце» Отрывок из книги Кадзуо Исигуро «Клара и Солнце»

«Клара и Солнце» — первая работа Кадзуо Исигуро после получения Нобелевки

СНОБ
Гороскоп защитников. Кто твоя каменная стена? Гороскоп защитников. Кто твоя каменная стена?

Проверь, соответствует ли твой защитник этому солидному статусу!

Cosmopolitan
Запретить нельзя разрешить. Как относиться к романам на работе Запретить нельзя разрешить. Как относиться к романам на работе

Запрещать служебные романы бессмысленно, но и пускать дело на самотек не стоит

СНОБ
Диета 5 факторов: система питания, от которой без ума Леди Гага Диета 5 факторов: система питания, от которой без ума Леди Гага

Система питания, горячо любима многими знаменитостями

Cosmopolitan
Остаться без дела: что делать менеджеру, если к нему пришли силовики Остаться без дела: что делать менеджеру, если к нему пришли силовики

Как вести себя при общении с представителями правоохранительных структур

Forbes
Левый марш и культурный террор: как заброшенный завод во Франции стал Меккой художников Левый марш и культурный террор: как заброшенный завод во Франции стал Меккой художников

Как заброшенный литейный завод Тулузы стал Меккой художников

Forbes
Елизавета Боярская: «Четкий план – это моя стихия» Елизавета Боярская: «Четкий план – это моя стихия»

Жизнь Елизаветы Боярской на первый взгляд кажется идеальной

Psychologies
Управляющая компания Управляющая компания

Как гормоны влияют на нашу жизнь и что с этим делать?

Cosmopolitan
7½ правил семейной экосистемы 7½ правил семейной экосистемы

В семье отлично работают принципы, свойственные природному микромиру

Домашний Очаг
Что посмотреть вместо лауреатов «Оскара-2021» Что посмотреть вместо лауреатов «Оскара-2021»

Фильмы Оскара-2021 смотреть тяжело: вот лучшие альтернативы номинантам

Maxim
Как быть вегетарианцем в мире животных Как быть вегетарианцем в мире животных

Маркус Уикс «Что бы сказал Ницше. Как великие философы решили бы ваши проблемы»

СНОБ
Как выглядят Кардашьян, Версаче и другие звезды после пластических операций Как выглядят Кардашьян, Версаче и другие звезды после пластических операций

Знаменитости до и после пластических операций

Cosmopolitan
В чепце и фартуке: журналистка под прикрытием в домах английских аристократов В чепце и фартуке: журналистка под прикрытием в домах английских аристократов

Элизабет Бэнкс показала, как среди аристократов живут низшие слои общества

Cosmopolitan
Первая пилотируемая Первая пилотируемая

По статистике, запуск ракеты с Гагариным должен был быть аварийным

Наука
Тяжкий груз: как избавить общество от информационной перегруженности с пользой для него Тяжкий груз: как избавить общество от информационной перегруженности с пользой для него

Извлечение смысла из информационного хаоса путем сортировки

Forbes
Кто развивает BuildTech в России: кейсы Московского акселератора Кто развивает BuildTech в России: кейсы Московского акселератора

Строительство — одна из самых консервативных отраслей

Inc.
Группа Manicure возвращается спустя 7 лет молчания Группа Manicure возвращается спустя 7 лет молчания

Новый альбом группы Manicure: зачем он понадобился и почему его стоит послушать

GQ
Открыть в приложении