11 секретов Джеффа Безоса
Сегодня, если оглянуться назад, колоссальный успех Джеффа Безоса кажется почти неизбежным. Основатель и генеральный директор Amazon неустанно стремился построить самое могущественное и клиентоориентированное предприятие в современной истории. Кстати, изначально он даже собирался назвать свою компанию Relentless.com (в переводе с английского — «неустанный»).
И всё же упорство вовсе не обязательно ведет к успеху (по крайней мере, в первые годы). Но как только Amazon стала соответствовать видению Безоса, она превратилась в выдающуюся компанию, которая изменила жизнь многих людей. Безос оставляет свою должность гендиректора в статусе одного из самых значимых бизнес-лидеров своего поколения. Ему удалось поднять рыночную стоимость компании с нуля почти до $1,7 трлн. Попутно человек, создавший «магазин, где продается всё», преподал нам несколько важных уроков в области бизнеса, инноваций и обслуживания клиентов. Вот 11 вещей, которым каждому предпринимателю стоит поучиться у Джеффа Безоса.
1Используйте систему минимизации сожалений
Когда Безосу впервые пришла в голову мысль переехать с одного конца страны на другой и открыть там книжный онлайн-магазин, он воспользовался мысленным упражнением, которое сам же назвал «системой минимизации сожалений». Его суть в том, что нужно представить себя 80-летним и оглянуться на прожитую жизнь. Безос объясняет: «Я хотел свести к минимуму количество своих сожалений. И я знал, что в 80 лет не стану жалеть о том, что попробовал это сделать. Я не собирался жалеть о своей попытке воспользоваться возможностями интернета, которому я прочил большое будущее».
2Найдите подходящую возможность
Изначально Безос планировал создать интернет-бизнес, а не книжный магазин. Еще работая в нью-йоркской инвестиционной фирме D.E. Shaw, он услышал, что использование интернета растет ежегодно на 2300%. На самом деле эта цифра была в корне неверной. Интернет рос в 2,3 тыс. раз, то есть в реальности рост составлял 230 тыс. процентов. Но даже ошибочные подсчеты сработали.
Безос не был большим фанатом книг, но они показались ему подходящим товаром для использования взрывного роста интернета. Когда Amazon запустился в 1994 году, каталог печатных книг был практически бесконечным и насчитывал более 3 млн наименований. Это был бизнес с «длинным хвостом», хорошо подходящий для электронной торговли. Доставка книг также была относительно простой и не слишком дорогой. Первоначальная задумка была вполне разумной.
3Будьте одержимы клиентами
Многие компании полностью ориентируются на клиента. Безос буквально жил этой философией. «Секретный ингредиент Amazon заключается в нескольких принципах компании. И самый главный из них — обсессивно-компульсивный фокус на клиенте», — рассказал Безос в 2018 году в интервью Дэвиду Рубенштейну во время вашингтонского форума The Economic Club.
Он не говорил о хорошем сервисе. Речь шла скорее о создании компании, без которой люди не могли бы жить. «С самого начала мы фокусировались на том, чтобы предложить клиентам убедительные преимущества», — написал глава Amazon в письме к акционерам компании в 1997 году.
Убедительные — значит ясные. Например, часто упоминают о том, что Безос настойчиво требовал от своей команды писать для каждого нового продукта шестистраничную памятку и образец пресс-релиза. «В Amazon мы не делаем презентации в PowerPoint, — однажды написал Безос. — Вместо этого мы пишем памятки на шести страницах с повествовательной структурой. Мы читаем их в начале каждой встречи в своего рода „учебной аудитории“».