Бизнес, которому не страшен кризис: как тесть и зять стали миллиардерами благодаря свалкам битых машин
Владельцы свалок аварийных машин из Далласа создали идеальную бизнес-модель, помогающую им пережить любой кризис и пандемию: они зарабатывают, когда цены на автомобили растут и когда они падают. Работающие в тандеме тесть и зять в 90-х произвели революцию, начав продавать битые автомобили на интернет-аукционах, а сегодня стали миллиардерами
По аккуратной свалке металлолома разъезжают автопогрузчики, перевозящие как ветхие пикапы, так и почти новые купе Lotus. Эта обширная территория почти в 40 гектаров рядом с железнодорожными путями и автомастерскими на востоке Лонг-Айленда ― отнюдь не курорт Ист-Хэмптона. Но это и не обычная свалка. Здесь все управляется электроникой: операторы погрузчиков неукоснительно следуют графику, который отображается на планшетах. На ветровом стекле каждого автомобиля, будь то повидавший виды BMW или разбитая вдребезги Toyota, есть цифровой код, при идентификации которого машина вносится в списки и перемещается в соответствующую зону на участке продаж. В приземистом одноэтажном здании своей очереди забрать свежекупленный металлолом ждут клиенты, оплатившие машины через интернет и отсканировавшие телефоном специальный QR-код.
Аналогичный порядок работы отлажен на 243 свалках, которые Copart держит почти во всех штатах и за рубежом. Компания со штаб-квартирой в Далласе является ключевым игроком на рынке переработки и перепродажи аварийных автомобилей ― поврежденных настолько, что их ремонт даже не покрывают страховые компании. Copart получает деньги преимущественно от страховщиков, но также работает с сервисами аренды автомобилей, дилерскими центрами и индивидуальными клиентами, которые хотят избавиться от металлолома. Машины компания затем продает на аукционах через интернет. Товар уходит либо на разбор по запчастям, либо достается покупателям, готовым отремонтировать транспортное средство и потом ездить на нем ― особенно это актуально для рынков за пределами США, где правила автомобильной безопасности менее строгие.
«Мы взялись за относительно нехитрый бизнес, в котором автомобили продавались на обычных аукционах, и превратили все в это в дело с оборотами на сотню миллиардов долларов в год, в котором 100% сделок совершается через интернет, ― говорит 51-летний гендиректор компании Аарон Джей Адейр во время совместного созвона по Zoom с 73-летним основателем предприятия (и по совместительству собственным тестем) Уиллисом Джонсоном. ― Никому не нужно приезжать на свалку. Когда у нас проходит онлайн-аукцион, не важно, бушует ли во Флориде торнадо ― мы продаем автомобили».
И это прибыльный бизнес: в 2020 финансовом году, завершившемся в июле, Copart отчитался о чистой прибыли на сумму $700 млн при выручке около $2,2 млрд. Несмотря на пандемию, доход бизнеса по сравнению с прошлым годом вырос на 18%. С января 2019 года акции компании подорожали почти на 150%, благодаря чему и Адейр, и Джонсон стали миллиардерами. По расчетам Forbes, состояние Джонсона, которому принадлежит 6% Copart, достигает $1,8 млрд, а капитал Адейра, владеющего 4%, составляет $1,1 млрд.