Викиномика
Как массовое сотрудничество изменяет все
Книга «Викиномика», опубликованная в декабре 2006 года, описывает, как некоторые компании в начале XXI века использовали в своих бизнес-технологиях принципы массового сотрудничества (mass collaboration), взаимодействия равных (peer collaboration) и идеологию открытого кода, для достижения коммерческого успеха, как массовое сотрудничество отдельных людей, похожее на взаимодействия в Википедии, революционизирует общество и бизнес и почему это на руку компаниям и общественности.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Викиномика» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
«Викиномика» – признанный бестселлер о феномене массового сотрудничества. Если вы уже знакомы с данным термином, вам наверняка будет крайне интересно изучить его глубже. А если вы столкнулись с ним впервые, вы будете просто поражены, насколько глубоко что-то, о существовании чего вы до этого момента и не догадывались, проникло во все сферы современной жизни меньше чем за три десятилетия. Наш обзор погрузит вас в мир глобального сотрудничества и инноваций и расскажет, как именно вам извлечь из этого пользу.
Научитесь использовать массовое сотрудничество в своих интересах
Термин «Викиномика» охватывает технологии, демографию и экономику, которые способствуют массовому сотрудничеству. Хотя сложность последнего и вводит некоторых людей в замешательство, оно может принести немало выгоды, если все сделать правильно.
Массовое сотрудничество не только продвигает инновации, помогающие бизнесу развиваться, но и меняет само функционирование общества.
На самом деле, массовое сотрудничество является настоящим двигателем новой экономики и может послужить мощным оружием для тех, кто понимает ее и способен ею пользоваться, а для тех, кто не может, – наоборот.
На самом деле, все будущее бизнеса зависит от того, как компании адаптируются к «викиномике». В «новое» время покупатели не только требуют товаров высшего качества, но и хотят быть вовлеченными в процесс производства. Так же и большинству сотрудников разных компаний хочется иметь определенную свободу и автономию.
От бизнеса эти изменения требуют создания новых стратегией управления товарами, рабочей силой и собственностью.
Сейчас мы узнаем, как эффективно использовать силу массового сотрудничества, глядя на положительные примеры успешных, инновационных компаний, задействовавших массовую совместную работу.
Из этого обзора вы узнаете:
- как превратить своих соперников в сообщников через обмен информацией;
- как бизнес может выручить кучу денег из того, что «пылится на полках»;
- зачем компании платят своим сотрудникам, чтобы они делали все, что пожелают;
- и почему централизованное производство давно устарело.
В цифровую эпоху массовое сотрудничество затрагивает практически все сферы нашей жизни
За последние 30 лет интернет стал значительной частью жизни более чем одной трети человечества и позволил нам общаться и сотрудничать с людьми по всему миру.
Более того, открытый доступ к информационным технологиям способствует активному участию общества во многих сферах жизни, в которых изначально участвовала лишь элита, – например, ученые или академики.
Википедия является прекрасным примером этой концепции: в прошлом только ученые собирали мировые знания в огромные книги, тогда как сегодня любой пользователь интернета может поучаствовать в совместном создании крупнейшей в мире энциклопедии.
На самом деле даже традиционно закрытые предприятия, например, по добыче золота, могут быть превращены в открытую коллективную деятельность.
Например, в 2000 году компания Goldcorp Inc. опубликовала все данные по одному из своих объектов недвижимости и провела конкурс на определение местоположения золотого пласта. Когда геологи, консультанты и студенты со всего мира начали представлять свои теории, компания получила ценную информацию, которая позволила ей найти в два раза больше мест для разработки, чем обычно.
Поскольку интернет продолжает развиваться, массовое сотрудничество приобретает все большую важность. Хотя интернет изначально замышлялся как «цифровая газета», сегодня он функционирует скорее как «общее полотно», на котором каждый пользователь может оставить свой собственный след.
Даже публикация фотографии в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) оказывает влияние на онлайн-среду, добавляя ее к контенту интернета. Следовательно, компании стараются сделать свои веб-сайты интерактивными и относятся к своим клиентам как к соавторам, а не как к сторонним наблюдателям.
Сотрудничество в наши дни предполагает самоорганизованное участие многих индивидов, похожее на пчелиный рой. Все эти взаимодействия могут ввести в замешательство, поэтому сейчас мы рассмотрим их поподробнее.
Основными принципами массового сотрудничества являются открытость, пиринг, обмен информацией и глобальность
Так что же на самом деле делает совместные усилия успешными?
Для начала, участники должны быть открыты друг для друга. Это означает готовность принять помощь от других. Одним из замечательных примеров этого является игра Second Life от Linden Labs, которая не написана полностью и позволяет пользователям создавать каждый аспект игры с нуля.
Помимо того, существует пиринг – метод производства, который использует плоские иерархии и самоорганизацию, при которой люди добровольно вносят свой вклад в работу. Пиринг помогает массовому сотрудничеству, повышая ценность продукта и мотивируя заинтересованных людей трудиться и объединять усилия.
Главным примером совместного производства является Википедия – энциклопедия, которую может редактировать каждый. Википедия полностью полагается на своих авторов. Кроме того, в ней нет традиционной иерархии: вместо этого качество представленных материалов регулируется самокоррекцией сообщества.
Также предоставление другим доступа к вашим ресурсам и информации позволяет отдельным участникам массового сотрудничества продвигать свои собственные изобретения и инновации.
Одним из примеров этого является то, как люди в Skype или gtalk совместно используют вычислительные мощности, тем самым делая возможным общение по видео через интернет. Само собой разумеется, что обе стороны извлекают выгоду из такого совместного использования.