Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

ForbesБизнес

«Черкизово». Наследники. Алтай

Пять лет назад бывший участник списка Forbes Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям. Зачем он так поступил и не жалеет ли о сделанном?

Текст Елена Березанская, Игорь Попов

Название

Холодное осеннее солнце светит ярко, синее небо отражается в водоемах нового гольф-клуба «Раево». На зеленой траве респектабельный господин с клюшкой позирует фотографам — это Игорь Бабаев, основатель «Группы Черкизово», крупнейшей в России по производству мяса. Роскошный клуб принадлежит его семье. «Я пока только учусь, в отличие от детей — они профессионалы и любят эту игру. А мне больше нравится теннис и футбол», — признается он журналистам Forbes. Ради детей Бабаев готов и не на такие жертвы — прежде чем во второй раз жениться, он подарил все свои акции «Черкизова» сыновьям, чтобы избежать конфликтов в семье и «чтобы всем было комфортно». Forbes выяснил, как это произошло и какую роль сегодня играет бывший «колбасный король» в жизни своего предприятия.

Глубокие корни

Игорь Бабаев — горский еврей с глубокими корнями, которые он раскопал в архивах во время работы над мемуарами, его роман «Наследие» насчитывает уже восемь толстых томов. Его мать происходит из семьи Абрамовых, которая жила в Дагестане в Буйнакске. В конце XIX века 50% населения города составляли православные, 20% — евреи, а на мусульман приходилось всего 14%. Прадед Бабаева по материнской линии был мясником, он выращивал коров и продавал мясо в своей кошерной лавке. Предки отца, потомственные портные, тоже были горскими евреями и жили в Махачкале.

Отца Бабаева Эрзола родители женили в 18 лет, а через два года он ушел в армию. Мать ездила к нему, у пары родилось четверо детей, но отец все равно с ней развелся практически сразу после возвращения из армии. Мать переехала к родителям и отказалась от какой-либо помощи бывшего мужа. «Мы жили в нищете — это было трудное послевоенное время. Моя мать Турунж пыталась что-то заработать, чтобы прокормить нас, она ездила к сестре в Москву, привозила оттуда разные вещи и продавала. На нее донесли, арестовали и посадили в тюрьму. Она в 25 лет практически стала несчастной, и наша связь с ней прервалась», — вспоминает Бабаев. Игорю тогда было четыре года. Отец забрал детей к себе и перебрался из Дагестана в Кисловодск, их воспитывала бабушка Хаво, мать Эрзола. Эрзол сначала работал заведующим ателье индивидуального пошива с возможностями массового производства одежды, а затем в местных предприятиях легкой промышленности. «Отец с детства приучал нас к труду, часто брал к себе на работу, показывал свое мастерство. Это была хорошая школа, и я добился успеха во многом благодаря ему», — вспоминает Бабаев. В 1979 году Эрзол Бабаев перебрался в Москву — его назначили заместителем начальника Росглавшвейпрома (Главного управления швейной промышленности Министерства легкой промышленности). Он курировал весь юг РСФСР, включая Кавказ, и проработал в этой должности четыре года. Сегодня Эрзолу 92 года, он полон сил и счастливо живет в Израиле. Его 90-летие семья отмечала на Алтае. «Я получил заряд, чтобы дотянуть до 100 лет» — так, по словам Бабаева, отец отреагировал на устроенный им праздник.

Ген предпринимательства передался Игорю Бабаеву — он превзошел своего отца, став одним из 100 богатейших людей России по версии Forbes. В рейтинге 2006 года он занял 81-е место с состоянием $570 млн. Но еврейские традиции семьи на нем прервались — бизнесмен взял себе в жены русскую Лидию Михайлову, а сыновьям Сергею (родился в 1978-м) и Евгению (родился в 1982-м) дал ее фамилию, чтобы облегчить им жизнь в антисемитском СССР.

Шустрый директор

Игорь Бабаев окончил Краснодарский политехнический институт и с 1971 года работал на мясоперерабатывающих заводах Ставрополья и Краснодарского края. В 1973–1976 годах он учился в Москве в очной аспирантуре Института мясной и молочной промышленности и после окончания стал директором Анапского мясокомбината. В то время ему довелось познакомиться с легендарной Железной Беллой, директором Геленджикского треста ресторанов и столовых Бертой Бородкиной. В Геленджике забраковали партию продуктов, поставленных с Анапского комбината, и Бабаев поехал к Белле разбираться. По его словам, абсолютно бесцеремонная дама очень жестко с ним разговаривала, кричала, обвиняла в том, что он «травит советский народ». Молодой директор пообещал забрать свою продукцию и больше никогда в Геленджик не возвращаться. Тогда он не понял, в чем была причина неудержимого гнева Беллы и чего она от него хотела. В 1983 году ее расстреляли за взятки и спекуляцию в особо крупных размерах. Бабаев в 1985 году и сам пострадал из-за коррупционного скандала — за дачу взятки секретарю краевого комитета партии его уволили с поста директора Армавирского консервного завода, который он возглавлял с 1978 года, и ему пришлось строить карьеру заново.

В 1987 году Бабаев переехал в Москву — его пригласили на должность главного инженера Черкизовского мясоперерабатывающего завода ( ЧМПЗ). Чтобы получить эту должность, нужно было пройти процедуру партийного согласования. Так он познакомился с будущим другом и очень полезным для бизнеса человеком — Евгением Пантелеевым. Пантелеев в то время работал первым секретарем Куйбышевского райкома КПСС, и именно к нему Бабаев пришел на утверждение в должности. В 1991 году партийный работник вошел в правительство Москвы и вплоть до ухода с поста мэра Юрия Лужкова работал министром, руководил департаментом промышленности. Сейчас он возглавляет Московскую федерацию тенниса.

Благодаря теннису они с Бабаевым и подружились. Сначала играли на кортах клуба «Шахтер» в Сокольниках, а в 1988 году, когда Бабаева избрали директором ЧМПЗ и он построил корты на территории завода, перебрались туда.

Сейчас Пантелеев вспоминает, что у Бабаева в правительстве Москвы было много друзей разной степени близости. В их числе был и Виталий Морозов, руководитель департамента продовольственных ресурсов. Похвастаться дружбой с Лужковым Бабаев не мог, но мэр к нему очень хорошо относился, так как он разбирался в бизнесе и не был типичным «красным директором», а это было полезно в переходный период.

«Игорь выделялся на фоне других руководителей. Он был очень целеустремленным — ставил задачу и всех вокруг мог мобилизовать на ее решение. Он был не только грамотным специалистом, но и очень любознательным человеком — много ездил по миру, смотрел, как работают предприятия за границей. «Черкизовский» в то время был рядовым московским предприятием по сравнению с «Микояновским», например, но Игорь достаточно быстро вывел его в передовые», — говорит Пантелеев. Во время приватизации в 1993 году Бабаев собрал все 100% акций завода. Позже Лужков предложил ему взять в управление с последующим правом выкупа Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Системный администратор Системный администратор

Почему айтишники считают премьера Михаила Мишустина главным CIO страны

Forbes
Как два программиста из России зарабатывают миллионы долларов на виртуальной обстановке квартир Как два программиста из России зарабатывают миллионы долларов на виртуальной обстановке квартир

Созданный ими под себя сервис Planner 5D привлек $1,5 млн инвестиций

Forbes
Око за око Око за око

За что брат Елены Батуриной требует с нее 13 млрд рублей

Forbes
«Моя идеальная девушка»: чего хотят мужчины «Моя идеальная девушка»: чего хотят мужчины

Как молодые холостяки представляют себе женщину, в которую можно влюбиться

Cosmopolitan
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes

Комедия "Кавказская пленница прославила своих героев

Cosmopolitan
Авторская кухня Авторская кухня

Ресторатор Илья Тютенков за девять лет запустил шесть модных заведений в Москве

Forbes
Правила жизни Тильды Суинтон Правила жизни Тильды Суинтон

Правила жизни актрисы Тильды Суинтон

Esquire
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
IPO по-казахски: как финтех-стартап Kaspi балансирует между лондонской биржей и приближенными Назарбаева IPO по-казахски: как финтех-стартап Kaspi балансирует между лондонской биржей и приближенными Назарбаева

Kaspi ― не обычный технологический стартап под руководством инноваторов

Forbes
Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Драгоценный сплав Драгоценный сплав

Елена Стафьева о Chopard Ice Cube Capsule by Marion Cotillard

Weekend
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
Бинокулярный радар помог беспилотному автомобилю четко видеть сквозь туман Бинокулярный радар помог беспилотному автомобилю четко видеть сквозь туман

Машинное обучение позволило точно определить габариты встречных машин

N+1
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
10 фактов о Нобелевской премии 10 фактов о Нобелевской премии

27 ноября 1895 года Альфред Нобель подписал знаменитое завещание

Maxim
Вечные ценности Вечные ценности

На какие деньги живут города-музеи

Forbes
Чужие среди чужих. Истории жителей карабахских деревень, которые отошли Азербайджану Чужие среди чужих. Истории жителей карабахских деревень, которые отошли Азербайджану

Истории людей, чьи дома за одну ночь оказались в другой стране

СНОБ
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Один раз увидеть Один раз увидеть

Что важно знать о лазерной коррекции зрения?

Лиза
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
«Мама, папа и собака»: питомец как член семьи «Мама, папа и собака»: питомец как член семьи

Какую роль питомцы играют в вашем доме?

Psychologies
Кость даю Кость даю

Семейная коллекция северного косторезного искусства Михаила Карисалова

Forbes
Стильная женщина: что это значит и как ей стать Стильная женщина: что это значит и как ей стать

Что скрывается под определением "стильная женщина"

Cosmopolitan
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Яды по классике Яды по классике

Самые знаменитые яды в истории: как они работают и кто стал их жертвами

Популярная механика
Богатая фамилия Богатая фамилия

Топ-20 семейных итальянских бизнесов

Forbes
Спортивный квартирник Спортивный квартирник

Обсудили с профессионалом по физподгогтовке, как не сохранить форму

Playboy
Банка больше нет Банка больше нет

Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Forbes
Генеральный директор Ленинской библиотеки — о чтении и привидениях Генеральный директор Ленинской библиотеки — о чтении и привидениях

Генеральный директор Ленинской библиотеки о приметах и вызовах времени

РБК
Открыть в приложении