Битва за кроссовки: магазины борются против ботов-перекупщиков, чтобы дать шанс обывателям, и в итоге проигрывают сами
Лимитированную обувь от Nike, Adidas и New Balance купить во время релиза почти невозможно из-за ботов, владельцы которых перепродают её в десять раз дороже. Как меняется цена на «джорданы» и почему иногда магазинам невыгодно бороться с алгоритмами — в пересказе NYT.
В 2019 году американский магазин уличной одежды Bodega выпустил в интернете ограниченную партию кроссовок New Balance 997S и распродал её менее чем за 10 минут. Правда, 60% коллекции купили не живые люди, а сникер-боты, которые благодаря автоматизации оформляют заказ быстрее человека.
Такое ПО помогает быстро опустошить виртуальные полки, пока живой пользователь тратит время, чтобы выбрать размер и заполнить данные о доставке и оплате. Последний, соперничая с ботом, скорее всего, останется ни с чем. Владелец ПО же получит потенциальную прибыль в сотни долларов.
Чтобы бороться с ботами, Bodega запретила покупателям приобретать более трёх пар, но особо хитрые нашли выход. После продажи магазин заметил, что 200 комплектов придётся отправить в разные квартиры, но в одном и том же доме, пишет NYT.
Роботам досталось по сотне эксклюзивных пар, а многим реальным клиентам — ни одной. Джей Гордон совладелец Bodega
Для большинства фанатов кроссовок, так называемых сникерхедов, подобная автоматизация — проклятье рынка онлайн-торговли. Но для производителей и продавцов всё сложнее:
- Заполучить кроссовки становится сложно, что поднимает ценность товара.
- Перепродать такую обувь можно гораздо дороже — это набивает цену бренду.
Кроссовки — символ статуса, способ самовыражения и коллекционный предмет
На протяжении большей части 20-го века кроссовки были исключительно обувью для занятий спортом, но всё изменилось в 1985 году — после выхода коллекции Air Jordan компании Nike и баскетболиста Майкла Джордана. Оригинальные красно-чёрные «джорданы» так сильно отличались от других кроссовок того времени, что НБА даже оштрафовала спортсмена за «нарушение единообразия униформы».
С появлением «джорданов» кроссовки стали модным аксессуаром и средством самовыражения, пишет NYT, а в 2000-х, после выхода ограниченной линейки баскетбольных моделей Dunks, ещё и коллекционным предметом.
Компания также сотрудничала со скейтерами, дизайнерами и уличными брендами вроде Supreme, которые превратили «данки» в символ статуса. Каждая линейка отличалась уникальным внешним видом и запоминающимся названием, что только увеличивало эксклюзивность: например, «Тиффани» — со вставками фирменного для ювелирной компании Tiffany бирюзового цвета.
В 2010-х большинство крупных брендов продвигают товары за счёт «громких» партнёрств. Nike, например, объединилась с компанией Вирджила Абло Off-White, а также репером Трэвисом Скоттом, чтобы «по-новому взглянуть» на свою классическую модель Air. А ещё, как и Adidas, работала с Канье Уэстом над кроссовками Yeezy.
Так что в 2021 году эксклюзивными релизами уже никого не удивишь, пишет издание. Любители готовятся к ним так же тщательно, как если бы покупали акции компании на IPO.
Вопрос не в том, куда носить кроссовки, а в том, сколько на них можно заработать. Мы воспринимаем их как класс активов, биржевой товар, и потому оцениваем не в штуках, а в долларах.