Cовременные бразильские дизайнеры продолжают модернистские традиции

Robb ReportДизайн

Minha сasa é sua casa

Модернистские традиции бразильского дизайна продолжает поколение современных талантов. Вот несколько самых ярких представителей новой волны

Текст Helena Madden

Изделия Жаклин Терпинс, MoBu Atelier, Lattoog, Ноэми Сага, Терпинс, Сага, Lattoog, Zanini de Zanine, Сага, Zanini de Zanine, снова Zanine, Сага, Lattoog и Терпинс.

В 2002 году, гуляя по улицам Сан-Паулу, братья-дизайнеры Умберто и Фернандо Кампана наткнулись на уличного торговца, продававшего плюшевых животных. Недолго думая, они купили у него целый мешок игрушек и в тот же день обшили ими кресло с ножками из нержавеющей стали. Получился игриво-небрежный и немного сюрреалистический объект, в фан-клуб которого вошли самые разнообразные знаменитости, от модели Кайли Дженнер до художника KAWS. Смелый ход братьев Кампана не только прославил их собственную студию, но ещё и проложил дорогу целому поколению современных бразильских дизайнеров. Таким вниманием страна не пользовалась с середины прошлого века, когда мир восхищался мебельными экспериментами Хоакина Тенрейро и Лины Бо Барди. Представители новой генерации разделяют склонность предшественников к модернизму, но от местной древесины, которая стала визитной карточкой старой школы, им пришлось по большей части отказаться. Жакаранда, тёмно-розовое дерево, столь любимое дизайнерами ХХ века, находится на грани исчезновения, и его экспорт строго ограничен. Несмотря на это, вырубка лесов в Бразилии достигла сегодня 12-летнего максимума. «Ситуация катастрофическая, — говорит Виргилио Виана, генеральный директор фонда Amazonas Sustainability Foundation и один из ведущих экспертов страны в области охраны окружающей среды. — Мы подошли к крайней черте, к точке невозврата, пройдя которую, потеряем леса окончательно».

В этих условиях дизайнеры, о которых пойдёт речь ниже, стараются работать с самым разным сырьём — от стекла и пеньки до дерева (в одном случае), найденного в мастерской известного родителя. Они делают ставку не на знаковый материал, а на изобретательность. В быстро развивающейся стране, где независимые авторы всё ещё задают тон в дизайне, такой подход приводит к появлению совершенно уникальных предметов мебели.

Ноэми Сага

Ноэми говорит, что её детство прошло в двух параллельных мирах. «Я родилась в штате Парана на юге Бразилии, — рассказывает она. — Мой дед в прошлом был солдатом японской императорской гвардии. Он играл на сямисэне, трёхструнном инструменте с невероятно проникновенным звуком, а бабушка танцевала в традиционном японском костюме. Я помню, что, когда дедушка играл, по его щекам часто текли слёзы. Наверное, в эти минуты он вспоминал свою жизнь в Японии». Ноэми училась в католической школе, а дома с семьёй совершала буддистские ритуалы. Но , по её мнению, всё это развивало её воображение.

Собственное ателье она открыла в 2013 году — много лет она разрабатывала дизайн для продвижения чужих брендов, а потом поняла, что хочет делать собственные объекты. Идея была проста: создавать многофункциональные изделия, которые легко приспособить к разным условиям жизни. Например, небольшой светильник Hermit можно поставить на письменный стол или прикроватную тумбочку, повесить на стену или носить в руке, как старинный масляный фонарь. Вешалка Girafa — это ещё и лестница. Притягательная сила других объектов — в необычных материалах. Для создания лампы Nuno работающий с Сагой архитектор Фернандо Икеда несколько лет изучал японскую технику якисуги, защищающую древесину кедра с помощью обжига. Они хотели применить её к сосне, которую выращивают на землях с ответственной культивацией. Все, кто знаком с техникой якисуги, сразу её узнают, остальные же будут любоваться «морщинами» и трещинками почерневшего дерева. «Меня завораживает изобилие моей страны, — говорит Сага. — Оно будит вдохновение, и в итоге рождаются очень свежие вещи с ярким бразильским характером. Мы используем пальмовые волокна, декоративный камень из регионов Баия, Эспириту-Санту, Сеара и мыльный камень из штата Минас-Жерайс». При этом её объекты никогда не повторяют друг друга: «Это совсем нетрудно, поскольку даже один и тот же материал всегда проявляет себя по-разному. И такая “нестабильность” только на пользу».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении