Minha сasa é sua casa
Модернистские традиции бразильского дизайна продолжает поколение современных талантов. Вот несколько самых ярких представителей новой волны
В 2002 году, гуляя по улицам Сан-Паулу, братья-дизайнеры Умберто и Фернандо Кампана наткнулись на уличного торговца, продававшего плюшевых животных. Недолго думая, они купили у него целый мешок игрушек и в тот же день обшили ими кресло с ножками из нержавеющей стали. Получился игриво-небрежный и немного сюрреалистический объект, в фан-клуб которого вошли самые разнообразные знаменитости, от модели Кайли Дженнер до художника KAWS. Смелый ход братьев Кампана не только прославил их собственную студию, но ещё и проложил дорогу целому поколению современных бразильских дизайнеров. Таким вниманием страна не пользовалась с середины прошлого века, когда мир восхищался мебельными экспериментами Хоакина Тенрейро и Лины Бо Барди. Представители новой генерации разделяют склонность предшественников к модернизму, но от местной древесины, которая стала визитной карточкой старой школы, им пришлось по большей части отказаться. Жакаранда, тёмно-розовое дерево, столь любимое дизайнерами ХХ века, находится на грани исчезновения, и его экспорт строго ограничен. Несмотря на это, вырубка лесов в Бразилии достигла сегодня 12-летнего максимума. «Ситуация катастрофическая, — говорит Виргилио Виана, генеральный директор фонда Amazonas Sustainability Foundation и один из ведущих экспертов страны в области охраны окружающей среды. — Мы подошли к крайней черте, к точке невозврата, пройдя которую, потеряем леса окончательно».
В этих условиях дизайнеры, о которых пойдёт речь ниже, стараются работать с самым разным сырьём — от стекла и пеньки до дерева (в одном случае), найденного в мастерской известного родителя. Они делают ставку не на знаковый материал, а на изобретательность. В быстро развивающейся стране, где независимые авторы всё ещё задают тон в дизайне, такой подход приводит к появлению совершенно уникальных предметов мебели.
Ноэми Сага
Ноэми говорит, что её детство прошло в двух параллельных мирах. «Я родилась в штате Парана на юге Бразилии, — рассказывает она. — Мой дед в прошлом был солдатом японской императорской гвардии. Он играл на сямисэне, трёхструнном инструменте с невероятно проникновенным звуком, а бабушка танцевала в традиционном японском костюме. Я помню, что, когда дедушка играл, по его щекам часто текли слёзы. Наверное, в эти минуты он вспоминал свою жизнь в Японии». Ноэми училась в католической школе, а дома с семьёй совершала буддистские ритуалы. Но , по её мнению, всё это развивало её воображение.
Собственное ателье она открыла в 2013 году — много лет она разрабатывала дизайн для продвижения чужих брендов, а потом поняла, что хочет делать собственные объекты. Идея была проста: создавать многофункциональные изделия, которые легко приспособить к разным условиям жизни. Например, небольшой светильник Hermit можно поставить на письменный стол или прикроватную тумбочку, повесить на стену или носить в руке, как старинный масляный фонарь. Вешалка Girafa — это ещё и лестница. Притягательная сила других объектов — в необычных материалах. Для создания лампы Nuno работающий с Сагой архитектор Фернандо Икеда несколько лет изучал японскую технику якисуги, защищающую древесину кедра с помощью обжига. Они хотели применить её к сосне, которую выращивают на землях с ответственной культивацией. Все, кто знаком с техникой якисуги, сразу её узнают, остальные же будут любоваться «морщинами» и трещинками почерневшего дерева. «Меня завораживает изобилие моей страны, — говорит Сага. — Оно будит вдохновение, и в итоге рождаются очень свежие вещи с ярким бразильским характером. Мы используем пальмовые волокна, декоративный камень из регионов Баия, Эспириту-Санту, Сеара и мыльный камень из штата Минас-Жерайс». При этом её объекты никогда не повторяют друг друга: «Это совсем нетрудно, поскольку даже один и тот же материал всегда проявляет себя по-разному. И такая “нестабильность” только на пользу».