Мизогиния, насилие, шарлатанство: о чем рассказывает фильм «Бал безумных женщин»
На Amazon Prime вышел фильм «Баз безумных женщин» француженки Мелани Лоран — феминистская костюмная драма с элементами мистики. Рассказываем, какие реальные исторические события и явления стоят за сюжетом о пациентке психиатрической лечебницы, которая подвергается жестокому обращению, сближается с суровой медсестрой и участвует в вечеринке, устроенной на потеху парижской публике.
Эжени — молодая, страстная, уверенная в себе девушка из состоятельной семьи. Она хочет вести такую же жизнь, что и ее брат, — бывать в свете, знакомиться с людьми, но общество требует от нее другого поведения. Чтобы погулять по городу, посидеть в кафе или прийти на похороны любимого писателя, Эжени приходится убегать из дома. А затем она обнаруживает у себя дар, который становится для нее проклятием, — она может видеть и слышать умерших. Узнав об этом, отец Эжени обманом доставляет ее в психиатрическую лечебницу, которую возглавляет знаменитый доктор Жан-Мартен Шарко.
«Бал безумных женщин» — экранизация книги писательницы Виктории Мас. В 2019 году роман «Бал безумных» стал одной из лучших книг года по версии журнала Le Point, а также вошел в топ-100 самых важных книг года по версии журнала Lire. Название книги и фильма отсылает к балу с участием пациенток знаменитой психиатрической лечебницы «Сальпетриер» — такие «балы» реально проходили в Париже в XIX веке.
Истерия
В клинике, где в разное время находилось до 5000 пациенток (в том числе оказавшихся в этом заведении без особых на то причин), лечили женщин с шизофренией, эпилепсией, эгоманией и истерией. Последняя была самым частым психиатрическим диагнозом у женщин в XIX веке. Название его происходит от греческого hystera — «матка»: считалось, что именно этот орган ответственен за психические расстройства у женщин. Представления о причинах, симптоматике, течении и лечении истерии менялись со временем.
Сам термин «истерия» ввел в оборот Гиппократ, который считал, что матка сдавливает органы, перемещаясь внутри тела женщины. Похожих взглядов придерживались в Древнем Египте. Римляне пришли к выводу, что матка все же неподвижный орган.
Среди причин называли сексуальный голод, отсутствие беременностей или, наоборот, слишком частые роды. Врач Соранус Эфесский, автор трактата «Гинекология», живший во II в. н. э., считал, что истерии предшествуют «повторяющиеся выкидыши, преждевременные роды, долгое вдовство, задержка менструации, конец обычных деторождений или вздутие матки». В период позднего Средневековья психические заболевания объяснялись одержимостью дьяволом, а женщин, заподозренных в этом, в лучшем случае подвергали процедуре экзорцизма, в худшем — сжигали. В XVII в. появилась гипотеза о том, что «болезнь» вызвана эмоциональным состоянием, в том числе «непомерными страстями и фантазиями». Тогда же некоторые врачи высказывали предположение, что страдают от нее в основном дамы из высших сословий, в то время как простые женщины подвержены болезни в намного меньшей степени. В Викторианскую эпоху появление истерии связывали с нравственностью пациентов.