Битва экосистем: чему стоит поучиться «Сберу», «Яндексу» и Mail.ru у китайских IT-гигантов
Китайские IT-гиганты Baidu, Alibaba и Tencent построили успешные экосистемы, которые позволяют им зарабатывать в самых разных направлениях. Российским тяжеловесам «Сберу», «Яндексу» и Mail.ru, которые вкладывают огромные деньги в свои экосистемы, есть чему поучиться у китайцев, считает гендиректор биотех-стартапа Longevica Айнар Абдрахманов, который много лет делал бизнес в Китае
Китай — флагман развития экосистем в бизнесе, когда вокруг одного успешного продукта компании вырастают новые. Крупные российские компании — «Сбер», «Яндекс», Mail.ru — скупают других игроков рынка и пытаются строить свои экосистемы. Так, например, «Сбер» в последние годы купил проекты DocDoc, Okko, Delivery Club и «Ситимобил». Однако, подавляющую часть выручки компании по-прежнему приносят банковские услуги.
Три китайские компании Baidu, Alibaba и Tencent, которые построили успешные экосистемы, начинали строить их примерно в одно время. К чему они пришли за 20 лет и какие вопросы вызывают попытки российских IT-гигантов повторить их успех?
Alibaba
Alibaba начинала свой путь с платформы для оптовых продавцов. И лишь в дальнейшем стала прямым посредником между бизнесом и розничным покупателем.
В начале 2000-х в США начал активно расти eBay. Джек Ма, как опытный бизнес-провидец, решил сделать похожую платформу в Китае. В книге «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица» Ма описывает, как с отдельной командой в тайне от своих сотрудников начал создавать Taobao — маркетплейс для сделок между физлицами. Символично, что работать над проектом команда переехала в ту же квартиру, где когда-то создалась Alibaba.
Они работали тихо и тайно. Вместе с тем, сотрудники Alibaba все больше и больше нервничали на каждом совещании и не понимали, что делать. Новый игрок Taobao набирал обороты, а Alibaba, по их ощущениям, рисковал не выдержать конкуренции и умереть. В пиковый момент Джек Ма признался команде, что Taobao принадлежит Alibaba. Команда в буквальном смысле плакала от счастья.
С этой эмоциональной страницы началась история развития экосистемы вокруг Alibaba. Постепенно Таобао стал главным активом компании — и по сей день остается таковым. Существуют целые Taobao-деревни — это поселения, где живут 100 000–200 000 китайцев, которые зарабатывают значительную часть дохода на Taobao. Всего на Taobao зарабатывают 40 млн человек.
Alibaba не остановилась на достигнутом и начала активно и смело играть на опережение. По мере роста Taobao, вокруг него выстроилось много сопутствующих игроков: логистика, прием платежей, трафик. Alibaba сама инвестировала в эти направления.
Самым ярким этапом в развитии экосистемы Alibaba оказалось создание Alipay, где начали обрабатываться все транзакции на Alibaba. Постепенно Alipay стала полноценной платежной системой, которая позволяла оплачивать не только покупки на Alibaba, но и коммунальные платежи, счета за интернет и так далее.
Этот маневр открыл для Alibaba множество преимуществ. Во-первых, теперь комиссия за платежи оставалась внутри системы. Во-вторых, информация о платежах пользователей дала возможность организовать сбор больших данных, а это помогает принимать стратегические решения более обоснованно. В третьих, получив банковскую лицензию, Alibaba стала финансировать своих продавцов: продавцы с хорошим рейтингом получали очень дешевый кредит (1–2% годовых), что позволяло торговой платформе поддерживать активный оборот.
Пример Alipay раскрывает подход Alibaba к строительству экосистемы: каждый шаг в сторону создания новых активов всегда должен увеличивать ценность, устойчивость и рост основного актива. Сегодня компания оценивается в $549 млрд.