Старый способ обогнуть мир
В XXI веке, когда МКС делает полный круг по орбите за полтора часа, обогнуть земной шар под парусом по-прежнему имеет смысл, если хотите испытать себя и научиться без страха подниматься на рею. Ради этого учебный парусник «Мир» и отправится в 2022 году в свою первую кругосветку
На рубеже XIX и ХХ веков, когда военный флот уже практически полностью был переведен на паровую тягу, вице-адмирал Макаров продолжал настаивать, что каждый военный моряк должен непременно пройти обучение плаванию под парусами. Имя Макарова носит Университет морского и речного флота, курсанты которого проходят обязательную практику на учебном парусном корабле. Сегодня для этой цели используется трехмачтовый корабль «Мир», который прямо сейчас готовится к кругосветному плаванию. С 2014 года учебные парусники системы Министерства транспорта находятся в управлении компании «Росморпорт». О том, зачем в XXI веке нужны паруса и чем парусные технологии похожи на космические, корреспондент «Вокруг света» расспросил советника генерального директора компании Сергея Дадыку.
Для чего нужны большие парусники в современном мире, помимо того, что это очень красиво?
За последние столетия человечество несколько раз пыталось официально попрощаться с парусным флотом, посчитав, что его дни сочтены. Однако об исчезновении парусов говорить не только преждевременно, но и бессмысленно: паруса и парусники будут жить, пока на нашей планете есть люди. Более того, эволюцию парусных технологий мы наблюдаем буквально ежедневно, и это развитие в чем-то даже быстрее, чем космические технологии, достаточно взглянуть на техническую базу некоторых парусных соревнований высшего уровня. Там задействованы и самые передовые материалы (например, композиты последних поколений), и самые яркие инженерные умы, да и бюджеты у некоторых профессиональных парусных регат почти космические.
Учебные парусники, конечно, не имеют такого финансирования, но и задачи у них иные. Большой парусный флот используется для учебных целей, для поддержания морских традиций и для знакомства с ними людей самых разных профессий. Одна из самых известных регат больших парусников называется Tall Ships’ Race, и ей в 2021 году исполнилось 65 лет. В 2014-м регата проводилась в России, и мы надеемся, что увидим это соревнование в нашей стране еще не один раз.
Сколько больших парусников у России?
У нас 6 кораблей. Это «Седов», «Крузенштерн», «Мир», «Паллада», «Надежда» и «Херсонес».
Барки «Седов» (имя при рождении Magdalene Vinnen II) и «Крузенштерн» (Padua) достались нашей стране в качестве репарации после Второй мировой войны. В начале 1980-х годов в СССР решили создать свой учебный парусный флот, и его строительство было поручено польской верфи. В 1982 году со стапеля Гданьской судоверфи сошел фрегат «Дар молодежи» – за его образец был взят германский фрегат «Дар Поморья» 1909 года постройки, – который показал хорошие мореходные качества и управляемость. И тогда Советский Союз заказал Гданьской верфи пять однотипных кораблей на базе этого проекта. Фрегаты «Дружба» и «Мир» были построены в 1987 году, другие корабли этой серии – «Херсонес» в 1988-м, «Надежда» и «Паллада» в 1991-м. «Дружба» принадлежит Украине и давно стоит без ремонта в Одессе. Остальные корабли находятся в России: «Мир», «Надежда» и «Херсонес» состоят на балансе компании «Росморпорт», «Паллада» – у «Росрыболовства», так же как «Седов» и «Крузенштерн».
Что дает курсантам практика на больших парусниках? Насколько такая практика востребована?
Находясь на большом паруснике, люди максимально приближены к морю, к стихии. На таком корабле вся работа с парусами делается вручную. Это специфический труд, подойдет не каждому. Поэтому всем, кто желает связать свою жизнь с морем, морская практика на паруснике просто необходима. Это отличная возможность понять, насколько море принимает тебя, а ты – его и стоит ли оставаться в этой профессии. Да, есть грузовые или пассажирские суда, где тоже можно проходить практику. Но там более комфортные условия, успокоители качки например. Не надо мокнуть на палубе, нет свиста в снастях, нет коллективной работы на реях. Так что, помимо романтики, плавание на паруснике несет много практических смыслов. И не последний из них – приобщение к морской культуре и традициям.
На момент начала кругосветки кораблю исполнится 35 лет. Для «Мира» это первая кругосветка?