Бесшумная революция Инглхарта: как американский политолог помог нам лучше понять, чего мы хотим
8 мая не стало Рональда Инглхарта — выдающегося исследователя и организатора науки, благодаря которому мы лучше понимаем мир, в котором живем. Политолог Илья Локшин рассказывает главное о наследии Инглхарта
Известная мысль Гегеля гласит, что «сова Минервы вылетает в полночь» — верное осмысление эпохи становится возможным только после того, как она обрела полную зрелость и внутреннюю завершенность. Инглхарт в чем-то опроверг этот вывод: его первые значимые труды о траектории развития современных обществ появились, можно сказать, на заре новых времен. С тех пор инглхартовская «сова Минервы» совершала свой полет вместе с историей, ничуть не отставая от нее (а иногда и опережая — многие прогнозы Инглхарта сбылись).
Чтобы лучше понять новаторство и значимость исследований Инглхарта, вернемся на 60 лет назад.
В начале 1960-х вышли две знаковые и ставшие классическими для политической науки книги: в 1961-м — «Кто правит? Демократия и власть в американском городе» Роберта Даля, два года спустя — «Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах» Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы. Эти книги посвящены разным аспектам теории демократии: Даль пытался понять, как устроена власть в демократическом сообществе, Алмонд и Верба — в чем состоят ценностные и поведенческие основания демократии в масштабах всего населения. Несмотря на существенные различия в предмете исследования, обе книги завершаются схожим образом: последние главы называются в них «Стабильность и изменение» и «Гражданская культура и политическая стабильность» соответственно. Повторение слова «стабильность» едва ли случайно: глубинным пафосом обоих исследований было объяснение достигнутой в послевоенное время устойчивости демократических обществ Запада.
Однако сразу после публикации этих изысканий стало происходить что-то «странное». В 1963 году из-под пера Бетти Фридэн вышла «Загадочность женственности» (The Feminine Mystique) — книга, ставшая точкой отсчета второй волны феминизма и нового витка борьбы за права женщин. В 1964-м во многих городах США началась серия протестов на расовой почве. Тогда же студенческие забастовки охватили университетские кампусы по всей стране, а на авансцену политической жизни США вышли «новые левые». Параллельно с этим эскалация войны во Вьетнаме привела к массовым антивоенным демонстрациям.
В середине 1960-х среди молодежи достигла небывалой популярности контркультура — «битники» и «хиппи». В 1965-м и 1968 году соответственно были застрелены два виднейших лидера борьбы за права афроамериканцев — Малкольм Икс и Мартин Лютер Кинг. В мае 1968 года президент Франции Шарль де Голль столкнулся с невиданным доселе политическим оппонентом — студентами парижских университетов, требовавшими отдать «всю власть воображению».
Как свидетельствуют примеры Даля, Алмонда и Вербы, за считанные месяцы и годы до тектонических сдвигов в общественной и политической жизни Запада виднейшие ученые и ислледователи соревновались в объяснениях того, почему Запад достиг долгосрочной стабильности.